Главная
/
Беседы об искусстве
/ Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
«После просмотра выставки я решил вернуться на Родину. Эмигрант (подпись).» (Из Книги отзывов выставки русской пейзажной живописи «Образ Родины).
В начале февраля в Центральном Доме Художника прошла выставка русской пейзажной живописи «Образ Родины». За 10 дней выставка приняла более 25 тысяч зрителей и стала заметным событием в культурной жизни столицы. Проект поразил москвичей масштабом, новизной и качеством экспозиции, а очередь в билетные кассы ЦДХ показала, насколько востребована сегодня русская реалистическая традиция. На выставку приходили семьями, с детьми всех возрастов, приводили друзей, родственников, и атмосфера праздника царила в выставочных залах все 10 дней. Книга отзывов полна теплых слов и благодарности художникам и устроителям. Пресса (газеты «Ведомости» и «Культура») отреагировала на нашу выставку в том привычном глумливо-развязном тоне, какой принят в последние годы в «демократической» печати в отношении к любому проявлению патриотизма в любой области искусства и культуры.
Мы, как устроители, присутствовали в залах с утра до вечера – общались со зрителями, с художниками, выслушивали слова благодарности, отвечали на вопросы и к концу выставки поняли, что она по своему значению вышла далеко за рамки культурного события.
Выставка «Образ Родины» выявила наличие чрезвычайно важного процесса уже идущего в нашем обществе, пока неосознанного, но очень радостного и давно ожидаемого – наш народ возвращается на Родину.
Долгие годы живое понятие Родина вымывалось из народного сознания суррогатами «родная партия», «родное государство», которые «давали» и «распределяли». Огромный народ лишили Родины, само имя Россия осталось только в истории и было заменено бездушной аббревиатурой СССР. Времена эти прошли, но многие из нас так и не вернулись на Родину - остались жить в государстве, которое даже и формально не «родное», приспособились и здесь брать как можно больше, давая как можно меньше, ругая и пиная его, благо оно это позволяет. Все мы слишком долго были в своей стране людьми без определенного места жительства – вне традиции, с «сомнительной» историей и невнятным настоящим. Бывают такие тяжелые болезни, после которых человеку надо заново учиться ходить, наш народ пережил смертельную болезнь богоборчества и произвола, после нее надо заново учиться любить. Любить своих предков и детей, своих друзей и соседей, свою культуру и землю, прошлое и будущее – все то, что объединяет понятие Родина. Наша Родина – Россия, огромная страна с прекрасной природой, богатой культурой, древней историей и достойным настоящим и только от нас зависит ее будущее – останемся ли мы россиянами в России или исчезнем в бездне времени, оставив истории только имя и мертвый язык.
Россия медленно, но верно крепнет – развивается экономика, укрепляются государственные институты, работают национальные социально-политические программы, растет наш авторитет в международных отношениях. Всё это – результат продуманной государственной политики и, по мере её успешного воплощения в жизнь, становится всё более очевидным явное нестроение в той области внутренней жизни страны, которая не поддается планированию и прямому управлению, но в итоге определяет успех или неудачу государственной политики в целом – в области национального самосознания. Вот уже более 10 лет мы не «новая общность людей – советский народ», но кто мы? «Граждане» из нас, прямо скажем, неважные, свидетельство этому – поправка в закон о выборах; по национальному признаку нас тоже не объединить – слишком много в России народов и народностей.
Многолетние поиски «национальной идеи», способной объединить народ и придать народному существованию более высокий смысл, чем примитивное «удовлетворение растущих потребностей», безуспешны по той простой причине, что «национальная идея» - не партийный лозунг и не рекламный слоган, её не надо искать и формулировать – она была, есть и будет пока существует народ – любовь к Родине. Та чистая и самоотверженная любовь, которая в военные годы вела наших предков, прадедов, дедов и отцов на смерть за Родину, которая в мирное время не позволяла уважающему себя человеку ставить личные интересы выше общественных.
«Национальная идея», о которой мы говорим, отнюдь не так бесплотна, как это может показаться: есть в нашей культуре зримое воплощение любви к России – русская реалистическая живопись ХИХ – ХХИ веков.
Отечественная живопись начала ХХ века была, безусловно, одной из вершин мировой живописи – творчески усваивая открытия европейской живописи она, тем не менее, хранила и развивала реалистическую традицию, передавая из поколения в поколение бережное отношение художника к образу Родины. Особая заслуга в этом принадлежит «Союзу русских художников».
Любовь к России объединила очень разных художников и помогла им устоять перед обвинениями либерально настроенной интеллигенции в аполитичности и пренебрежении интересами «освобождения народа» и не соблазниться произволом создания безобразного искусства. Обогатив русскую реалистическую традицию достижениями французского импрессионизма «Союз русских художников» создал замечательную пейзажную живопись – настоящий живой источник, который питает творчество наших художников до сих пор.
Больше семидесяти лет русская реалистическая живопись была придавлена тяжелым камнем «идеологического заказа», иногда казалось, что этот камень станет ее надгробием. На наше счастье, во многом благодаря пейзажу, неизбывной любви русских художников к родной природе, она не только выжила, но и обогатилась такими великолепными мастерами как С.В.Герасимов, А.А.Пластов, Н.М.Ромадин, В.Г.Цыплаков, В.Ф.Стожаров. Плодотворно работают известные художники старшего поколения: Е.И.Зверьков, А.П. и С.П. Ткачевы, В. М.Сидоров, В.И.Иванов, Ю.П.Кугач, Г.А.Дарьин. Русскую реалистическую традицию продолжают и уверенно развивают наши современники: М.Г.Абакумов, С.А.Гавриляченко, Ю.А.Грищенко, Г.А.Леман, И.М.Орлов, Г.И.Пасько, В.Н.Полотнов, В.П.Страхов, В.К.Стекольщиков, А.Н.Суховецкий, В.Н.Телин, М.К.Финогенова, А.В.Цыплаков, В.В.Щербаков и многие другие художники, чьи работы были представлены на выставке «Образ Родины».
Русская реалистическая живопись – это национальное достояние, бесценный вклад нашей культуры в сокровищницу культуры мировой. Её мировое значение особенно усилилось в наше время, поскольку русская живописная традиция живёт и развивается, в то время как западная живопись давно превратилась в культурный реликт. Это обстоятельство уже осознали наиболее компетентные коллекционеры за рубежом и проявляют большой интерес к наследию наших выдающихся художников - реалистов второй половины ХХ века. Мы же, по известной русской поговорке, «что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Когда в июне 2006 года первый секретарь СХ России Щербаков В.В. пригласил нас на открытие выставки «Образ Родины» в Вологду мы и не предполагали, что концепция выставки полностью совпадет с концепцией нашей галереи. Нас интересует живопись как таковая и особенно русская реалистическая живопись конца ХИХ - начала ХХИ века прежде всего потому, что за время своего более чем 100- летнего существования она приобрела и сохранила до наших дней высочайшее качество. Вологодская выставка явилась настолько значительным культурным событием, что мы решили сделать все возможное, чтобы показать её в Москве в Центральном доме художника. В Москве состав выставки по объективным причинам был несколько изменен, что, впрочем, не отразилось на её качестве.
То обстоятельство, что откровенно и искренне патриотическая выставка русской пейзажной живописи «Образ Родины» попала « в унисон» общественному настроению свидетельствует о великой жизненной силе любви к Родине.
Наше время – время нелегких испытаний для русской реалистической живописи, но «слухи о ее смерти сильно преувеличены» - она будет жить пока жива Россия, ее высокое небо и бескрайние дали, ее великие реки и маленькие речки, большие города и деревеньки, леса и поля, та земля, где рождаемся и живем все мы – россияне, художники и зрители, потому что любовь к Родине – это главное условие существования народа.
Людмила Цыплакова
Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.
|