«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (Проблемы искусства):

"О роли куратора в современном художественном процессе"
Людмила ЦЫПЛАКОВА и Александр ЦЫПЛАКОВ
Газета "Московский художник"
09.10.2008

Куратор (лат.) – попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой.

В начале ХХ1 века происходит очередная смена тех циклов жизни цивилизации о которых не сказать точнее, чем сказал Экклезиаст: «Всему свое время… время разрушать и время строить…». В России, в силу множества объективных и субъективных факторов, а главное по причине ее «цивилизационной молодости», этот процесс проходит особенно ярко и мощно. В нашей стране «время строить» уже наступило и по всем законам жизни это строительство не может обойтись без «фундамента» - опоры на культурную традицию, на те духовные и интеллектуальные богатства, которые были накоплены нашими предками для нас. Бережное и внимательное отношение к традиции во всех областях культуры особенно важно именно сегодня, поскольку это единственный способ преодолеть ту «разруху в мозгах» и синдром «манкурта», которые характерны для «времени разрушать», и обрести верные ценностные ориентиры.

«В русском изобразительном искусстве начала ХХ1 века куратор – лицо гораздо более значительное, чем добросовестный «попечитель» и «наблюдатель». Эти функции становятся вспомогательными по отношению к главной задаче, которую ставит перед куратором наше время – из несметного числа существующих произведений искусства выбрать то, что действительно имеет высокую художественную ценность и в будущем займет достойное место в сокровищнице национальной культуры.

Для куратора художественных проектов предметом которых является реалистическая живопись задача эта осложняется в переходный период двумя факторами: во-первых, плодами предыдущего революционного произвола - огромным количеством суррогата, фальшивок в традиционном искусстве и появлением в ХХ веке агрессивного новообразования – «концептуального искусства», пожирающего многовековую европейскую изобразительную традицию изнутри; во-вторых, общим падением культурного уровня наших современников, отравленных наркотиком «масскультуры». Одолеть этих демонов искусства ХХ века не смогут ни деньги, ни новейшие информационные технологии – только любовь к живописи имеет над ними власть. Все проекты в области живописи должны быть л и ч н ы м делом куратора, его «любимым детищем», только при этом условии можно надеяться на успех. Реалистическая живопись как искусство не терпит холодного сердца. Куратор имеет право быть диктатором во всем, что касается образа и характера проекта – начиная с концепции, отбора работ, их оформления, создания экспозиции выставки кончая дизайном художественного альбома, пригласительных билетов, рекламных афиш и баннеров – тогда проект будет цельным, обретет свое лицо и станет культурным событием. Любые компромиссы в этом деле разрушают художественную целостность проекта, лишают его индивидуальности и выразительности.

Область интереса галереи «Арт Прима» – русская классическая тонально-колористическая живопись. Здесь качество любого выставочного проекта, вне зависимости от его масштаба, целиком и полностью зависит от куратора, от его художественного вкуса. В идеале это должен быть живописец, т.е. человек, имеющий не только глубокие познания в искусствоведении, но главное, посвященный во все тонкости живописного мастерства. Именно это является гарантией высокого художественного уровня исходного материала – отобранных на выставку работ, что в свою очередь обеспечивает интерес зрителей, культурную и социальную значимость проекта. Верность такого подхода подтвердила проведенная нашей галереей выставка русской пейзажной живописи «Образ Родины» (ЦДХ, январь-февраль 2007), которую за 10 дней посетило около 25 тысяч зрителей. Она же дала начало новому проекту - «Романтики реализма». В продолжение двух лет галерея «Арт Прима» собирала коллекцию признанных мастеров реалистической живописи разных поколений ХХ века, принадлежащих к «московской школе». В процессе подготовки выставки «Образ Родины» мы ближе познакомились с творчеством Н.П.Федосова, В.Н.Забелина, В.В.Щербакова, В.Н.Телина, М.Г.Абакумова, С.А.Гавриляченко, Ю.А.Грищенко, И.М.Орлова, Г.И.Пасько, В.П.Полотнова, В.Н.Страхова, А.Н.Суховецкого, А.В.Цыплакова. Это знакомство помогло нам понять, что мы имеем дело с уникальным культурным явлением – мощным течением в русской реалистической традиции, являющимся по сути основным в современной живописи. Оставалось только произнести его имя – романтический реализм. Мы считаем, что наша встреча не случайна – настало «время строить» Новую Россию, возрождать национальную культуру, и живопись романтического реализма необходима обществу именно сейчас, поскольку она в красках воплотила лучшие черты русского характера – эмоциональность и остроту восприятия прекрасного, стремление к совершенству и высокий душевный настрой, человеколюбие и любовь к Родине. Так возник проект «Романтики реализма», который ставит перед собой цель познакомить как можно больше зрителей с романтическим реализмом, с творчеством его современных мастеров.

Решение этой задачи невозможно без многосторонней медийной работы, поскольку отсутствие в обществе информации о художественном проекте или ее недостаток сводят на нет все усилия по его реализации. Большое значение в продолжительности и силе информационного воздействия имеет печатная продукция – альбомы, каталоги и т.д. Но главное, безусловно – это работа выставочная, начиная с отбора работ, оформления, создания экспозиции до организации вернисажа. Экспозиция выставки живописи - это средоточие проекта, здесь ошибка куратора равна ошибке сапера и в случае неудачи грозит погубить все. Особую сложность представляют групповые и тематические выставки. Главный принцип создания таких экспозиций - отбор представленных художников по степени «творческого родства», они должны быть «одной крови», иметь общие эстетические идеалы, тогда выставка будет цельной и гармоничной, а главное – художественной, поэтому и запомнится всем надолго. Кураторская работа сегодня настолько сложна и многообразна, что проведение крупных проектов становится возможным только в том случае, если куратора поддерживает галерея как организация, а успех во многом зависит от компетентности ее специалистов.

В советский период эти функции выполняли творческие союзы, но определяющим фактором оценки творчества художника была коммунистическая идеология. У современных творческих союзов свои проблемы. Организаторы крупных Российских выставок вынуждены заботиться об обязательной «представленности» всех региональных организаций многотысячного союза, что снижает художественный уровень экспозиций. На выставках Московского союза того же уровня возникает необходимость показать в одном выставочном пространстве наряду с традиционной реалистической живописью весь спектр формальных художественных исканий. При этих условиях даже такие выдающиеся кураторы и экспозиционеры как В.В.Щербаков, В.Н.Телин, А.Н.Суховецкий, В.П.Полотнов и другие с большим трудом добивались желаемого результата. Вследствие этого выдающиеся, достойные внимания художники часто теряются в общей разнородной массе, а если и обретают известность, то «широкую в узких кругах» специалистов. Но искусство в целом и живопись в частности – это общественная деятельность, которая определяет вектор национального культурного движения – к совершенствованию и развитию или к деградации и разложению. Поэтому художественная значимость творчества живописца не является его личным делом – это дело общественное.

Практика показывает, что признанными и общественно значимыми становятся только те художники, «представлением» которых планомерно занимаются опытные кураторы. Если все, что перечислено выше будет делать сам художник или даже группа художников – на творчество не останется ни времени ни сил. Таковы реалии современной художественной жизни, представить которую без куратора как руководителя и организатора художественного процесса уже невозможно.


Н.П.Федосов; Береза у реки, 1970-е

М.Г.Абакумов; Лето в Устюге, 1997

С.А.Гавриляченко; Пасха, 2004

Ю.А.Грищенко; Лето. Кусково, 2000

В.Н.Забелин; Центр Ростова, 1987

Н.Е.Зайцев; Мамина шкатулка, 2003

И.М.Орлов; Поднебесье (3й вариант), 1991

Г.И.Пасько; Боровск. Облачный день, 1981

В.Н.Страхов; Дом в старой Вологде, 1981