"О романтическом реализме"
Людмила ЦЫПЛАКОВА
25.11.2009
25 ноября 2009 в Союзе художников России прошел «круглый стол» на тему «Аспекты теории и практики проекта «Романтики реализма».
"Романтическому реализму" как течению русской реалистической живописи было посвящено сообщение искусствоведа, координатора выставочных проектов галереи Арт Прима Людмилы Цыплаковой:
За два года своего существования проект «Романтики реализма» удивил многих и, прежде всего нас, его создателей. По мере своего осуществления он становился все более экспериментальным: нам приходилось «на ходу» самостоятельно решать не только практические, но и, в меру своих сил, сложные теоретические проблемы. Сейчас с уверенностью можно сказать, что проблематика проекта вышла за рамки деятельности одного творческого объединения и одной галереи.
Множество вопросов возникло уже на стадии позиционирования. Генетически проект связан с выставкой русской пейзажной живописи «Образ Родины», проведенной СХР в Вологде (2006г.). Концепция выставки – демонстрация нерушимости реалистической традиции в русской живописи с конца ХИХ века до наших дней – была очень удачно реализована в ее экспозиции, автором которой был В.В.Щербаков . Тогда же возникла идея показать эту выставку в Москве, что и было сделано в феврале 2007 гола в ЦДХ. Поскольку ее организацией и финансированием занималась галерея «Арт Прима», мы смогли обеспечить необходимую «чистоту эксперимента» - отказались от обязательной для союзных выставок «представленности», руководствуясь при подборе работ исключительно художественной ценностью, а при создании экспозиции - принципом взаимодополняемости расположенных рядом персоналий. Результат был ошеломляющим: экспозиция выставки выявила мощное течение в русском реализме, которое радикально отличается от «критического» и «социалистического» реализмов, имеет яркие и явные характерные черты, полноценно живет в современном художественном процессе, активно влияет на него, но…как оказалось, не имеет имени.
Попытки узнать о нем что-либо из искусствоведческих исследований только прибавили вопросов. По ходу дела выяснилось, что не изучена не только эта область истории русской реалистической живописи, но и само понятие «реализм» по признанию «Популярной художественной энциклопедии»(1986г) весьма расплывчато и неясно, поскольку «в эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объема и содержания этого термина». Тем не менее, термин «реализм» активно используется в изобразительном искусстве, с обязательными ссылками на теорию мимезиса в пересказе его многочисленных недоброжелательных критиков. Эта изначальная научная неопределенность порождает серьезные искажения в массовом сознании, в которое уже встроен крепкий штамп, что реалистическим является любое изображение, не противоречащее видимой форме. При таком понимании реализма от него остается пустая оболочка, «мешок» с этикеткой, в который можно загрузить все что угодно - от грубого натурализма до откровенной пропаганды самых разнообразных «идей» к искусству никакого отношения не имеющих.
К этому прибавилась большая путаница с идентификацией русского реализма как феномена мирового изобразительного искусства. Так, например, творчество живописцев «Союза русских художников» стараниями одного американского и нескольких советских искусствоведов было причислено к импрессионизму вопреки очевидному – русские художники активно и сознательно использовали пластические и колористические открытия импрессионизма для обогащения своего живописного языка, оставаясь верными принципам реализма. Эта творческая «свобода обращения» с достижениями мирового изобразительного искусства создала условия для развития мировой реалистической традиции именно в России. Начиная с А.К.Саврасова, его учеников и «живописного крыла» «Союза русских художников» в этой традиции формируется и развивается особое направление, имеющее в основе классическую тонально-колористическую живопись, преображенную ярко выраженными русскими национальными особенностями – эмоциональностью и сакральностью мировосприятия. В середине ХХ века в «московской школе» уже вполне отчетливо выявляются его художественные принципы: неколебимая верность реализму как творческому методу при высочайшем уровне профессионального живописного мастерства и стилистической свободе. По определению Никиты Федосова это – «реализм не материи, а реализм духовности», который стремится «прийти к преодолению материальности ради духовного». Нестеров называл такой реализм «поэтическим», но это, на наш взгляд, лишь одна из характеристик сложнейшего явления в живописи. Перед нами встала задача выявить и обозначить его особенности.
Ответы на свои вопросы мы нашли, слушая самих живописцев - и наших современников и их великих предшественников. И эти ответы поставили перед нами новые проблемы, поскольку они «не вписываются» в существующую понятийную систему искусствоведения. Выяснилось, что со времен А.К.Саврасова известно, что существует неразрывная связь между высоким душевным настроем живописца и качеством живописи - «нет души, значит, ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория» (А.К.Саврасов); что «манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту…» (А.К.Саврасов); что любовь к природе, людям и способность видеть и всем сердцем воспринимать красоту мира способна творить чудеса в живописи, «когда краска перестает быть собой, а каким то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете» (Н.П.Федосов); что истинная живопись невозможна без честного и ответственного отношения художника к своему творчеству – «…ни одну картину я не написал, не проверив тысячекратно то, что собирался написать, что это – правда и только правда, и иного быть не может» ( А.А.Пластов ). Какое понятие может вместить в себя такое качественное разнообразие? И вновь ответ нам дал А.К.Саврасов – романтика, «романтика бессмертна», потому что ко всему относится с точки зрения вечности. Романтика в понимании А.С.Пушкина, который о своей трагедии «Борис Годунов» писал: «…Отказавшись добровольно от выгод, мне представленных системою искусства, оправданной опытами, утвержденной привычкою, я старался заменить сей чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий, - словом, написал трагедию истинно романтическую». Романтика - как антитеза прагматизму, цинизму, косности, бездуховности и лицемерию. Романтика – как искренность, правдивость, возвышенность чувств и любовь к прекрасному.
Романтический реализм, безусловно, традиционен и находится в поле классического искусства, это относительно молодой его «побег». То, что в его основе лежат истинные общечеловеческие эстетические и этические ценности свидетельствует о его жизнеутверждающей природе, о способности генерировать сопротивление разрушению и хаосу не только в искусстве, но и в жизни общества.
М.Г.Абакумов; У темной воды, 1998
С.А.Гавриляченко; Ночь, 2007
Ю.А.Грищенко; Холодная весна. Кусково, 1996-99
А.А.Жабский; Натюрморт с гранатами, 1987
А.Н.Суховецкий; Москва. Бородинский мост, 1997
Н.П.Федосов; Северная весна, 1980
Н.Е.Зайцев; В тени березы, 1985
В.В.Щербаков; Сестры. Август, 1987
А.В.Цыплаков; Дождливый день на Сретенском бульваре, 2011