«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Романтизм - это реально!"
Ирина МУХИНА
Газета "Нижегородская правда". №27
15.03.2010

Посмотреть фоторепортаж

Есть некий парадокс, отчасти даже вызов в названии масштабной экспозиции столичных художников, открывшейся 12 марта в Нижегородском государственном Выставочном комплексе, - «Романтики реализма». Казалось бы, приверженность правде жизни исключает мечтательность и ту приподнятость над прозой, которые характерны для романтического настроя.

И все же инициаторы проекта нашли, по-моему, очень точную формулировку. Во-первых, потому что сегодня сама верность традиции русской реалистической живописи сродни чуть ли не донкихотству. Ведь поддерживается, прославляется, провозглашается как единственно возможное в 21 веке искусство совсем иного рода. И тот, кто открыто демонстрирует стремление наследовать классическим образцам, выглядит в глазах авангарда наивным романтиком.

Но главное, что оправдывает необычное название, открывается уже после неспешного знакомства с произведениями пятнадцати московских авторов. Когда, проходя из зала в зал, проникаешься тем духом, который объединил представленные полторы сотни работ. Общность этих очень разных по индивидуальной манере живописцев проявляется в умении одухотворять сам предмет изображения. Их не привлекает «тьма низких истин», посмаковать которые много ныне любителей, в том числе и в пространстве искусства. Нет, в реальности они обнаруживают то, чем сами готовы любоваться, отчего в их душе рождается высокое волнение.

Это может быть бытовая сельская сценка, вид раскисшего по весне северного проселка, помпезный городской мост или провинциальный деревянный дом с палисадником. Особенно много на выставке работ, посвященных Москве. Она предстает по-родному обжитой, повседневной на полотнах Александра Цыплакова или величаво опоэтизированной в масштабных холстах Алексея Суховецкого. Когда видишь «Весну на Тверской» Валерия Полотнова, кстати нашего земляка, особенно отчетливо понимаешь, почему же речь идет о романтиках. В этом городском пейзаже неожиданно много неба и так нежно преображены громады столичных зданий серо-розоватой, жемчужной дымкой раннего весеннего утра, что получается не просто лирично, а даже чуть сказочно.

На выставке перед нами предстает образ реальности, напитанный любовью, рожденный восхищенным или сочувственным созерцанием. Именно так воспринимают художники эпические волжские пейзажи с их грандиозным сопряжением неба, воды, земли (у Владимира Щербакова), русскую зиму, в белом уюте которой влюбленный взор открывает пиршество ярких красок (у Михаила Абакумова), или гордую красу ушедшего казачьего быта (у Сергея Гавриляченко).

О любви к России как главной особенности «романтиков» говорили на нижегородском вернисаже москвичей. Он, кстати, уже четвертый, поскольку выставочный проект, стартовав из Москвы, побывал в Петербурге и Вологде. Народный художник России Владимир Телин, участник всех экспозиций, искренне восхищен нашим Выставочным комплексом, самим приемом и утверждает, что нижегородский показ - апогей этого творческого путешествия из столицы в глубь страны. А маршрут, похоже, в центре Приволжья не заканчивается. Как сказал на торжественном открытии выставки «Романтики реализма» секретарь Правления Союза художников РФ, народный художник России А.Н. Суховецкий, если провинция всегда питала отечественное искусство, зачастую отдавая лучшее столице, то и обратное движение тоже было.

Достаточно вспомнить передвижников. Так что прибывший к нам десант отдает дань еще и этой великой традиции, намереваясь продолжить путь навстречу соотечественникам. Зарядили их на такую миссию энтузиасты московской Галереи «Арт Прима». У столь солидного проекта, а в него привлечены художники, которых называют «золотым фондом русского изобразительного искусства второй половины ХХ века», солидная поддержка. Начиная с Администрации Президента РФ и Газпромбанка в качестве генерального спонсора.

В открытии выставки принял участие полномочный представитель Президента России в ПФО Г.А. Рапота, который говорил о неисчерпаемой глубине, об удивительных откровениях, казалось бы, столь не нового течения, как реализм. Если вы сами хотите убедиться в справедливости подобной оценки и понять, насколько реален романтизм в наши дни, у вас не так много времени. «Романтики» будут гостить в Нижнем Новгороде только до 28 марта.


А.В.Цыплаков; Кузнецкий мост, 2004

А.Н.Суховецкий; Натюрморт с крылатым львом, 1997

В.П.Полотнов; Утро в Москве. Весна на Тверской, 1997-2000

В.В.Щербаков; Лодки. Волга, 2002

М.Г.Абакумов; Зацвела калужница, 2004

С.А.Гавриляченко; Казачьи проводы, 1997