«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу"
Михаил ДОМАШНЕВ
Газета «Караван+Я»
16.03.2007

1 февраля 2006 года исполнилось 85 лет народному художнику СССР Ефрему Зверькову. 30 января, в преддверии юбилея, в Тверской областной картинной галерее состоялась встреча художника с представителями средств массовой информации.

Ефрем Иванович Зверьков хорошо известен не только в России, но и за рубежом, где его называют "русским импрессионистом". Работы Е.И. Зверькова представлены в крупнейших отечественных собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тверской областной картинной галерее, во многих других художественных музеях нашей страны, в музейных, корпоративных и частных коллекциях Франции, Италии, Германии, Швеции, Болгарии, Китая, Японии, США.

Наш земляк Ефрем Зверьков родился в 1921 году в деревне Нестерово Емельяновского уезда (Старицкого района) Тверской губернии, в многодетной крестьянской семье. Кстати, дедом Ефрема по материнской линии построена церковь в селе Марьино Торжокского района: она до сих пор стоит у дороги. В 1927 году Зверьковы переезжают в Тверь. С шести лет будущий живописец обучался у лучшего в городе художника, выпускника Императорской академии художеств Николая Борисова, ученика Ильи Репина. На творчество Зверькова оказали влияние Вал. Серов, И. Левитан, П. Сезанн, К. Моне.
В годы Великой Отечественной войны Е.И. Зверьков служил в стрелковой роте, позже - военным водителем. Был тяжело ранен.

В ранний период творчества (довоенные и первые послевоенные годы) художник главным образом занимался жанровой живописью, стремясь соединить в своих работах жизнь человека, природу и искусство. Но, как сказал сам Ефрем Иванович на встрече с журналистами, под Харьковом, во время авианалета немцев, он наблюдал, как истекает соком поврежденное осколком бомбы дерево. "Я подумал тогда, - рассказывает Зверьков. - А почему должна страдать природа от наших человеческих игр? В ту пору я и решил: выживу - займусь пейзажем!"
С 1960-х годов Зверьков обращается к жанру пейзажа, ставшему основным направлением его творчества. В 1970-е годы он много путешествует по Европе.

Бесчисленные этюды выполнялись на холсте, картоне, бумаге. Работа на пленэре стала для него подлинной школой живописи. Произведения художника отличаются искренностью, поэтичностью, глубиной образов, тонким проникновением в жизнь природы, продуманностью, приводящей впечатления от натуры в гармонию и систему. Живописец обладает редким чувством цвета природы, когда самые насыщенные, яркие локальные краски смягчаются, размываются, тают в мерцании дневного света.

В пейзажах Зверькова много солнца, они добры, светоносны, необычайно насыщены оттенками настроения, особой одухотворенностью мотивов.

Любимые темы живописца - весна и осень. В образах природы мастер стремится выразить мировосприятие современника. Он соединяет своим творчеством линию развития национального пейзажа, идущую от Васильева, Саврасова, Левитана, с искусством новых поколений молодых пейзажистов.

Встает художник, несмотря на свой возраст, в пять часов утра: предрассветные часы для работы он любит больше всего. Хотя, по его собственному признанию, на пленэры, конечно, он не выезжает, но видов из квартиры на тринадцатом этаже вполне достаточно.
В конце 90-х годов Ефрем Иванович Зверьков руководил восстановлением живописного убранства храма Христа Спасителя. В этой связи Ефрем Иванович рассказал любопытную историю. Храм задумывался как памятник героизму русского народа. Первоначально предполагалось, что скульптурные группы по фасаду будут отлиты из бронзы. Однако во время строительства началась русско-турецкая война, бронза пошла на пушки, и скульптуры изваяли из подмосковного белого камня. При восстановлении храма решили использовать так называемый искусственный мрамор. Скульптор Зураб Церетели, ни с кем не согласовывая свою идею, изготовил из этого материала пару скульптур и... положил рядом со своей мастерской. После первой же зимы фигуры покрылись мелкой сеточкой трещин. Стало ясно, что искусственный мрамор не для русской зимы.

Перед началом встречи кое-кто из журналистов сомневался в пунктуальности пожилого человека. Однако встреча началась минута в минуту в назначенное время. В настоящее время Е.И. Зверьков занимает пост вице-президента Российской академии художеств: подобная административная должность просто обязывает к точности.

"Я очень люблю Тверь, Волгу, Тверскую область, тверскую природу, - признается художник. - Поэтому посчитал за честь приехать накануне юбилея в родные края".


Весеннее солнце, 1986

Весенний вечер, 1996

Пейзаж с ивами, 1978

Летний вечер, 1968