«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

"Владимир Щербаков: Жизнь как благо"
Владимир ВОРОПАНОВ
Газета "Красный Север". №82
23.07.2009

Творческую жизнь Союза художников России последних десятилетий невозможно представить без энергичной фигуры мощного живописца и не менее активного организатора творческого процесса Владимира Щербакова. Высокий, статный, решительный и обстоятельный, он всегда воодушевлял деятельных, мирил несговорчивых, объединял разноликих и разновозрастных коллег, сейчас впервые его искусство в достаточно полной мере представлено в Вологде на московской выставке «Романтики реализма» в областной картинной галерее.

Щербаков часто говорил, что вся его жизнь связана с российским Союзом художников. Он родился в 1935 году в Москве в семье профессионального художника-графика, в 1948 году закончил Московскую среднюю художественную школу с золотой медалью. Потом была учёба и аспирантура в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Более 30 лет он активно работал в структурах Союза художников, а это постоянные командировки по стране, собрания и съезды, выставкомы, обсуждения и самые разные встречи. Щербаков был главным организатором и экспозиционером всех крупнейших российских художественных выставок последнего времени. Он - народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств.

Владимир Вячеславович неоднократно приезжал в Вологду в связи с подготовкой и проведением Всероссийской выставки пейзажной живописи « Образ Родины» в областной картинной галерее в 2006 году. Именно ему принадлежала столь счастливая и продуктивная идея показать совместно, бок о бок произведения русской классики и современные работы. Не всем это понравилось, не все сразу поняли и оценили столь важную и перспективную задачу, но Щербаков руководствовался самым главным для себя постулатом: «Духовно-нравственное начало, отвечающее жизнеутверждающим чаяниям человека, каким является русский пейзаж, ныне существует только в России». В это он свято верил всегда.

Дипломной работой Щербакова в институте в 1961 году стала масштабная картина «Студенты», которая отразила светлые романтические идеалы своего времени. Он писал портреты, жанровые картины, в конце 1970-х годов исполнил масштабный исторический триптих «На поле Куликовом». Но самым главным в творчестве художника конца ХХ - начала XXI века стала серия панорамных волжских пейзажей, полная эпической мощи и энергетической силы воздействия на зрителя.

Просматривая сотни больших и малых пейзажей, во множестве создающихся в различных регионах России, не часто встречаешь сегодня пейзажи-картины, имеющие высокую степень художественного обобщения и реализующих серьёзные программные задачи. Далеко не каждая картина, даже крупного размера, может «держать» стену и крупного выставочного зала, и небольшой музейной экспозиции. Пейзажные картины Щербакова всегда отличались удивительной цельностью, сосредоточенностью на главном, они формировали пространство выставок, были видны и отчётливо читались издалека. В каждой работе художник на фоне широкой панорамы среднерусского пейзажа выделял и подчёркивал что-то удивительное, восхищавшее или тревожившее его: величественный закат на Волге, мятущиеся облака над тихой рекой, зловещие чёрные птицы над осенними полями, празднично-радостная радуга в небе. Таковы его лучшие картины последних лет « Лодки на Волге», «Свежий ветер. Волга», «Вечер на Волге. Русь», «Безвременье», «Золотой вечер», «Весна. Переславль-Залесский».

Как редко кто сегодня в искусстве, Щербаков исповедовал принципы оптимистического звучания произведений живописи. Он это воспринимал как должное, буквально необходимое. Сегодня такую позицию определяют «философией блага»: очень многие в его картинах воспринимают жизнь именно как благо. Действительно, когда вбираешь в себя дальние просторы великой русской реки Волги, любуешься прибрежными просторами родной земли в его картинах «Утро на Волге», «На краю деревни», «Гроза надвигается», «Заря вечерняя», чувствуешь не просто какое-то благостное успокоение, но уверенность в созидательных силах самой жизни.

Как часто бывает в жизни, у меня с Владимиром Вячеславовичем только намечались более тесные дружеские и творческие планы. Он всё время приглашал к себе в мастерскую в Москве, чтобы показать работы отца и собственные картины. Думали и о большой персональной выставке в Вологде, но, к сожалению, этого не случилось. Зимой прошлого года, сразу после открытия в Москве Всероссийской художественной выставки « Отечество», которая была посвящена 50-летию Союза художников России и готовилась под его непосредственным руководством, Щербакова не стало. Казалось, что, отстояв на своём творческом посту положенную ему жизненную вахту, он закончил земной путь. А его картины, поражающие своей мощной энергетикой, остались и продолжают соединять времена, традиции и поиски прекрасного в искусстве.


Вечер на Волге. Рыбачки, 2002

Лодки. Волга, 2002

Раздумье, 1990-1991

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора, 1996