«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

"Валерий Полотнов: Давать людям свет и надежду"
Ирина БАЛАШОВА
Газета "Красный Север. №28
20.11.2008

В Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открывается персональная выставка живописи известного московского пейзажиста, секретаря Союза художников России Валерия Полотнова «Мелодии души». Выставка в Вологде, древнем городе, богатом православными традициями культуры, для Валерия Павловича является событием большой духовной важности.

Впервые с произведениями талантливого художника вологжане познакомились на Третьей Всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины», проходившей в 2006 году в Вологде. Привлекла внимание внешне скромная, но необыкновенно светоносная, проникновенная по образу живопись этого мастера. Да и сам он, не по-современному сердечный, искренний, какой-то родной с первого взгляда. Удивило и порадовало то, что он каждую свободную минуту, которая выпадала у него как члена выставочного комитета Союза художников России во время подготовки всероссийской выставки, бежал писать этюды нашего северного города. В результате у него появилось немало работ о Вологодчине. В нашей области, тем более во всей России, работает много талантливых пейзажистов реалистического направления, продолжающих великие традиции классиков русского пейзажа. Но в искусстве Полотнова звучат особенные интонации, позволяющие ему создавать образы такой духовной интенсивности и профессионального мастерства, что понимаешь – перед тобой уникальное явление современной живописи. Действительно, следуя и развивая традиции русского пейзажа А.Саврасова, И.Похитонова, С.Жуковского, В.Бялыницкого-Бирули, Полотнов создал особый, характерный только для тего тип пейзажного образа. И сколько бы мы ни искали подобного, не найдем такого ни у кого. Поэтому представляется, что Валерий Полотнов в кругу выдающихся мастеров сегодняшнего российского пейзажа занимает совершенно особое место.

Выбор своего пейзажного мотива и определение задач, решаемых в произведениях, произошли у художника в начале 1980-х годов. Хотя уже в пейзаже 1976 года «Стан в степи» заметны художественно-пластические особенности, впоследствии ставшие приоритетными для живописца. В первые годы после Суриковского института Валерий писал и урбанистические мотивы, и морские пейзажи Дальнего Востока, и крымские виды… И во всех проявлял мастерство и новизну подхода. Но главными мотивами его пейзажей становятся виды сёл, деревень, провинциальных городов России, старинных улочек Москвы. Причина особенного характера пейзажей В.Полотнова заключается в его восприятии образа природы, выразившемся в главном средстве художественного выражения, в свете. Еще в студенческих работах проявился интерес художника к эффектам освещения. Эскиз дипломной работы на сюжет из времен Гражданской войны автор писал в горячем колорите с акцентом на резком светотеневом контрасте. В ряде пейзажей последующего времени сохраняется эта приверженность к теплому коричневатому колориту. Но в своем зрелом творчестве Полотнов избирает прежде всего мягкий, рассеянный свет в разное время суток. В результате, когда смотришь его пейзажи, то вспоминаешь это удивительное состояние, когда о сиянии солнца хочется говорить, что в нем заключен божественный свет. Чудесность этого состояния вселяет особые чувства, определяемые словом возвышенность. Кажется, что оно напрямую связано с религиозным благоговением. Поэтому пейзажи Валерия Полотнова пронизаны глубоко религиозными, высоконравственными чувствами. Религиозность имеет важное значение в жизни и творчестве живописца. Встреча его родителей произошла на пути, который в старину прошел святой подвижник Серафим Саровский; художник никогда не забывает об этом, будто чувствуя свою ответственность перед святым. Храмы, которые он изображает в своих пейзажах, напоминают ему о тех церквях, которые были разрушены на его родине уже в хрущевские времена. «Они как свечи стоят по всей России, но не хочется думать, что поминальные,- признается художник,- хочется надеяться, что они- напоминание нам, людям, что в оставленные сёла надо вернуться, наладить жизнь, восстановить связь поколений».


Морозное утро, 1995

Весна. Начало дня, 1993

Субботний день, 1995

Весна, 1995

Весна в деревне, 1996