«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

"Живопись Ирины Старженецкой"
А. БОРИСОВ
Газета «Купеческая гавань»
10.10.2007

Россия - страна непредсказуемая, парадоксальная и самобытная, и, несмотря на то, что она идет демократическим путем, у нее все равно своя дорога. Уставшие понимать ее умом стараются в нее верить. Как и завещал классик. Логика стихийно выстраивающейся повседневности утомляет упомянутой непредсказуемостью, и потому требует лирических отступлений, желательно в область отвлеченную и приятную. Имеются в виду не секс, деньги, власть. Имеется в виду культура. 

В Художественной галерее при Российском посольстве открыта выставка живописи Ирины Старженецкой, художника из Москвы. У нее достойная биография. В 1968 году она окончила Московский государственный художественный институт им. В.Сурикова. Среди ее педагогов были блистательные представители советской реалистической школы живописи - А.М.Грицай и Д.Д.Жилинский. С 1966 года и по сегодняшний день Старженецкая активно участвует как в отечественных, так и в зарубежных выставках. Ее можно отнести к поколению "молодых живописцев 70-х годов" (см. альбом с одноименным названием, изданный в 1979 году издательством "Советский художник"), которое, скорее по причине исторической, чем культурной, подчеркнуло завершение эпохи социалистического реализма и распрощалось с Жилинским, Грицаем и другими достойными мастерами недавнего прошлого. 

Живопись Ирины Старженецкой по-женски чувственна, колористически стихийна, не подчинена логике форм и сдержана лишь жесткими прямоугольниками обрамлений. Можно отметить, к примеру, цветовую достоверность картины "Апрель". Действительно, для глаза, утомленного затянувшимся зимним однообразием, апрель, в тонах, глубок и контрастен. Взгляд тонет в глубине бездонного, локально-синего неба. Колоритом же хороша и картина "В мае" с прореженным, бледно-зеленым туманом просыпающейся природы. 

Нет ничего зазорного в том, что в современном искусстве мы углядываем черты, характерные для других областей нашего бытия, например для науки. Узкая специализация - явление достаточно распространенное. Для почитателей колористических изысков живопись Ирины Старженецкой должна быть близка, ибо она как узкий специалист безусловно мастер цвета. Узость специализации предполагает глубину постижения избранного направления. Этот крен творчески глубоко интеллектуален и чужд публике простонародной, каковой безусловное большинство. Может быть, оттого галереи, в большинстве своем представляющие творческие улеты самодостаточных личностей, свободны от посетителей. Слишком неисчерпаема и темна глубина постигаемых отдельных элементов расчлененного изобразительного искусства. 

Ирина Старженецкая своим творчеством достойно представляет колористические движения современной русской живописи. Будем надеяться, что следующая экспозиция в галерее представит нам не менее блистательного мастера формы.


Игра в городки, 1971

Крым. Тополевка, 1973

Берег Афродиты.Часть 1, 2001