.jpg)
"Храмы- часть русского пейзажа" (о творчестве Владимира Телина)
Леонид ВИНОГРАДОВ
газета "Московский художник"
07.06.2012
Впервые с Владимиром Телиным мы встретились за час до открытия его выставки в выставочном зале Союза художников России 23 ноября. Именно там он предполагал дать интервью. Но поговорить удалось не более 15 минут - все время подходили его друзья, поздравляли. Он предложил приехать к нему в мастерскую и там продолжить разговор. В декабре не получилось, а в январе Владимир Никитович тяжело заболел. Но в марте сам позвонил и пригласил в мастерскую. Был еще очень слаб. Как потом выяснилось, тогда он из-за плохого самочувствия не принимал даже близких друзей. Но поскольку договоренность об интервью у нас была раньше, он, едва ему стало чуть лучше, счел своим долгом встретиться с малознакомым журналистом. На мой взгляд, это очень важный штрих к портрету. Естественно, лучше всего о художнике расскажут его картины, но, надеюсь, и последнее интервью Владимира Телина кому-то откроет, какой замечательный и мудрый человек был нашим современником.
- Владимир Никитович, вы выбрали реализм, когда он был совсем не в моде?
- Мода меняется, а искусство вечно. А уж что писать и в каком стиле, каждый художник выбирает сам. Например, если у певца тенор, он не будет петь басом, а выберет партии, подходящие именно для его голоса. Так же и здесь. Я родился в России, в Москве, но с детства много времени проводил в деревне: сначала у бабушки на каникулах, а теперь у меня уже давно свой дом в Ивановской области под Кинешмой. Там и дышится легче, и работается лучше. И жизнь на природе, в среднерусской полосе, влияет на меня и входит в мои произведения.
- А как вы почувствовали свое призвание?
- Жили мы в Марьиной роще, я рос обычным дворовым мальчишкой. Все свободное время проводил с такими же дворовыми пацанами: на трамвае ездили купаться, играли в парке в футбол, просто бродили по дворам. И вот однажды в парке увидели мальчиков и девочек, которые что-то рисовали. Подошли к ним, посмотрели немножко и стали расходиться. Все разошлись, а я остался -- как оказалось, на всю жизнь! Через несколько минут ко мне подошел их педагог, дал бумагу, карандаш и сказал: «Рисуй». С тех пор рисую, а было мне тогда 11 лет. Сначала занимался у этого педагога в художественной студии в Доме пионеров, потом поступил в художественную школу при Суриковском институте… Пошел туда за компанию – вместе со мной в студии занимался очень талантливый парень, он и позвал меня, в итоге я сдал экзамен и поступил, а его из-за возраста не взяли – он постарше был, считалось, что поздно. Я еще в школе знал, что буду поступать в Суриковский. С учителями мне повезло! В старших классах школы очень много дал мне Валентин Михайлович Леонович – он вел живопись, а в институте – Петр Дмитриевич Покаржевский и Дмитрий Константинович Мочальский. Потрясающие были учителя! Петр Дмитриевич говорил нам, что художник делается не в институтской мастерской, а в жизни, то есть советовал самим искать сюжеты для будущих картин и именно с этими, а не экзаменационными, работами выходить на выставки. Мы прислушивались к его совету, поэтому к окончанию института уже были готовы к выставочной деятельности и вскоре организовали выставку.
- «Мы» - это группа «Романтики реализма»?
- Так называлась наша третья или четвертая совместная выставка, после нее за нами закрепилось это название. Хотя мы сами не позиционировали себя как какую-то закрытую группу. Просто собрались единомышленники и решили вместе выставляться. Большинство из нас познакомились друг с другом еще в художественной школе и в институте. Сейчас уже точно не скажу, сколько нас было сначала. По-моему, одиннадцать человек.
Первую совместную выставку мы сделали сразу после института на улице Вавилова. Для нашего становления это было очень важно, но признание пришло со второй выставкой – «Родная земля», которая проходила на Кузнецком мосту и имела успех: о ней писали, говорили, ее показывали по телевизору. Она заинтересовала не только зрителей и искусствоведов, но и многих других молодых художников, которые стали присоединяться к нашему направлению. И уже в расширенном составе мы организовали выставку «Русская живопись», а потом – «Романтики реализма»… Несколько десятилетий выставлялись вместе.
- Вы, как я понимаю, никогда не писали Ленина или еще какие-нибудь картины, воспевающие советскую власть, и тем не менее творческая судьба складывалась вполне благополучно, все время удавалось выставляться?
- Мы никогда не устраивали шумных акций с целью привлечь к себе внимание, просто тихо делали свое дело, старались через искусство показать красоту жизни, донести вечные ценности. Выставки, признание интересовали нас уже во вторую очередь, а важнее всего было сохранить себя. Слава Богу, мне никогда в творчестве не приходилось наступать на горло собственной песне. Иногда что-то заказывали, но никто не диктовал мне, как писать. Например, ко Дню Победы я написал картину «Ветераны». Как и все люди моего поколения, я трепетно отношусь к фронтовикам и в этой картине постарался передать свою любовь к ним. Они просто сидят на лавочке и вспоминают. Да, картина написана по заказу, но она не выходит за пределы моего творчества и очень дорога мне. Вот когда художнику дают жесткую установку… Опять же все зависит от человека.
- Наряду с пейзажами вы пишете храмы, сцены из церковной жизни. Наверное, этой темой заинтересовались не сразу?
- Храмы -- неотъемлемая часть русского пейзажа и бытия. Они естественно входят в мои произведения, такие, как «Крещение», «На Троицу», «Престольный праздник», «Суздальский дворик», «Русская зима», «Март в Суздале»…
Надо отдать должное нашим преподавателям – они привили нам любовь к иконописи и церковной архитектуре. Мы, конечно, не понимали сакрального смысла церковного искусства, но ценили его как неотъемлемую часть нашей культуры. Потом я стал коллекционировать иконы, со временем пришло и религиозное понимание, хотя и до сих пор неполное. Понять икону до конца очень сложно – в ней такая глубина!
- Писать иконы никогда не пробовали?
- Это не мое. Для написания иконы нужно совсем другое духовное состояние - непрестанная молитва. Коллекционируя иконы, я много общался с реставраторами и иконописцами и сам немножко реставрировал. Например, в Историческом музее был реставратор Виноградов – ваш однофамилец. Он старался, чтобы никто его не видел за работой. И в том числе на его примере я понял, что работа над иконой – таинство. Также в тишине и уединении писали иконы мои знакомые иконописцы. Сегодня на это перестали обращать внимание – много заказов, все торопятся, работают конвейерным методом. У кого-то получается красиво, но мне кажется, что в такой работе исчезает главное – внутренняя связь с Богом. Я могу ошибаться, но так ощущаю, и поэтому сам никогда не дерзну писать икону. Живопись – это мое. Я пишу не горний мир, а человеческий. А человек живет в природе, в интерьере, в городском или лесном пейзаже. И некоторые ходят в церковь, сегодня таких людей становится все больше, и вот храмы и церковные праздники как часть нашего земного бытия я с удовольствием пишу.
- А давно храм стал частью вашего бытия?
- В детстве меня водила в церковь бабушка. Мы жили между двух храмов, которые не закрывались в советское время: преподобного Пимена в Новых Воротниках (на Новослободской) и «Нечаянной Радости» в Марьиной роще. Я даже причащался. Но это было еще до школы. Потом на долгие годы все церковное стало для меня только частью нашей культуры и истории. Но у нас в семье к этому всегда относились с уважением – воинствующими атеистами мои родители не были.
Думаю, что именно иконы помогли мне задуматься о Боге. Еще в советское время стал ходить в родную с детства Пименовскую церковь. В жизни общины не участвовал, но сердцем прикипел к отцу Владимиру Еремину – душа-человек! А когда после 1000-летия Крещения Руси началось восстановление храмов, возрождение церковной жизни, его перевели – назначили настоятелем Тихвинского храма в Сущеве, давно закрытого и разоренного. Многие прихожане, в том числе и я, перешли туда за отцом Владимиром, помогали ему кто чем мог. Сейчас храм полностью восстановлен – большой, красивый! Невозможно представить, в каком запустении он был 20 лет назад. Ну а под Кинешмой у нас тоже замечательный молодой настоятель, отец Димитрий. Он восстановил в Кинешме несколько храмов. Отец Владимир и отец Димитрий своим подвижничеством явили мне пример, как возрождать Россию.
- Как вам кажется, сегодня молодым художникам труднее пробиться, чем в советское время?
- Легко в нашем деле никогда не бывает. Самое трудное – стать художником. Можно научиться правильно рисовать, но все же искусство – великая тайна. Я уже 15 лет преподаю в родном Суриковском, каждый год набираю в свою мастерскую около десяти студентов. Очень обидно бывает, когда и данные есть у человека, и старается он, и родители ему помогают (то есть он не должен думать о подработке – может учиться и учится с полной отдачей), а художника не получается. Увы, не один такой случай помню. Сегодня многие после института бросают живопись, идут в дизайнеры, оформители – там заказы, деньги. Но, например, в сентябре прошлого года я получал международную премию в Ульяновске, и вместе со мной и 90-летним Ефремом Ивановичем Зверьковым наградили мою ученицу Лену Степуру. Конечно, это была большая радость для меня.
- А что вам ближе всего из других видов искусства? У вас есть любимые композиторы, писатели?
- Конечно. Музыка – мир, особенно приближающий нас к Богу. Из современных композиторов больше всех люблю Свиридова. Известные басы из Большого театра Александр Ведерников и Владимир Маторин открыли мне его музыку, а потом мне посчастливилось и лично познакомиться с Георгием Васильевичем. А из литературы… Открыл для себя Толстого. Видимо, для каждого писателя приходит свое время. Не чувствовал я его раньше. Достоевского, кстати, тоже. Жесткие они оба. Мне ближе мягкие классики: Лесков, Гончаров. А тут болел, вообще читать не хотелось. Но взял «Смерть Ивана Ильича» и был потрясен. Зацепил меня Толстой – такую пронзительную и страшную вещь написал!
Из поэтов ближе всех мне Пушкин и Есенин. Мне кажется, чтобы понять и полюбить поэта, надо с ним какое-то время пожить. То есть его книга должна лежать раскрытой на столе. Вот у меня в деревне на столе лежит несколько книг. Утром, когда пью кофе, читаю. Много не надо – одно-два стихотворения. Или воспоминания Нестерова. Я его и как художника очень люблю, считаю, что это один из светочей, создающих национальную культуру. Ну и воспоминания и письма у него удивительные, глубокие. Тоже постоянно к ним возвращаюсь.
- Наверное, и Библия стала вашей настольной книгой?
- Библия должна стать настольной книгой каждого православного человека. Кто-то открывает ее для себя раньше, кто-то позже, и откровение иногда приходит совсем неожиданно. Наверное, жизни не хватит, чтобы понять эту великую книгу до конца – нет на земле совершенства. Но я стараюсь жить по Божьим заповедям.
- Человек творческой профессии, на несколько месяцев в году уезжающий из мегаполиса в провинцию – не редкость. Но у большинства жизнь там ограничена работой и отдыхом. Вы же участвуете в жизни района, создали галерею в Заволжске, за что удостоены звания почетного гражданина города. И это в то время, когда только ленивый не говорит, что у провинции нет будущего.
- Тогда об этом еще не говорили – галерею я создал лет тридцать назад. Сегодня в Заволжске – он недалеко от моей деревни находится – и храм есть, а тогда ничего не было: ни церкви, ни культуры. Только прекрасное трехэтажное здание начала XX века. Строили его известные архитекторы братья Веснины. Неоготический стиль! И собрали мы там коллекцию, в том числе работ моих друзей: Никиты Федосова (великолепного пейзажиста!), Вячеслава Забелина , Алексея Ткачева . Много русской классики. И в то время, в начале восьмидесятых, галерея эта стала центром Заволжска. Там и свадьбы играли, и в армию ребят провожали. Сейчас она тоже не пустует -- школьников туда постоянно приводят. Сотрудники галереи, разумеется, получают гроши, но находятся энтузиасты, поддерживают. Даже запланировали капитальный ремонт помещения, будут менять отопление. А место какое удивительное! Стоит галерея на берегу Волги, из окна местность за Волгой просматривается километров на двадцать.
- Вы знаете, если раньше уезжали, как правило, насовсем, сейчас чаще едут на работу, но возвращаются и на заработанные деньги ремонтируют и перестраивают свои дома. То есть люди связывают с этим местом свое будущее, будущее детей, внуков. Иначе кто стал бы вкладывать деньги в дом?
- То есть вы верите в будущее русской провинции и России?
- Если Россия не выстоит, то не выстоит никто. Тогда и печалиться будет некому. Не первое столетие приходят кликуши и пугают концом света, а жизнь продолжается. Нужно просто делать свое дело и жить с верой, надеждой и любовью.
.jpg)
На Троицу, 1994
.jpg)
Суздальский дворик, 1990е

Боровский монастырь, 2006

Монастырский пруд, 2003
.jpg)
Лето, 1997
.jpg)
Возвращение, 2007
.jpg)
Домовой, 1995
.jpg)
Воронье, 2005
Соловьиный вечер, 1995

Дом опустел, 1971
Гроза прошла, 2005

Проводы гостей, 2004-08