"О творчестве художника Аркадия Пластова"
Людмила СОЛНЫШКИНА
Телеканал "Культура"
31.01.2008
«Весна», «Сенокос», «Жатва» – в советское время репродукции картин Аркадия Пластова печатались на календарях и открытках, расходились миллионными тиражами. В 90-е годы о художнике почти забыли. Тематика его работ тогда казалась «не актуальной». Тем не менее, Аркадий Пластов всегда оставался самобытным художником, далеким от официального советского искусства. Сегодня исполняется 115 лет со дня его рождения. Рассказывают Новости культуры. Аркадий Пластов всегда чувствовал себя свободным художником. Он не подстраивался под советскую действительность, писал родную деревню Прислониху, праздники и будни крестьянской жизни. Вместе с другими односельчанами он пахал, сеял, косил. В Москву художник выбирался лишь зимой, когда заканчивались полевые работы. В столице он работал в разных издательствах, для которых делал открытки и плакаты, пока однажды не решил изменить свою жизнь. «Один раз он должен был делать учебное пособие – то ли про блоху, то ли про вшу. Ему дали образец, как с юмором об этом рассказывал сам Пластов. При подъезде к Прислонихе он понял, что он этот образец потерял. И наступил какой-то трагический перелом, когда он вдруг решил: "Доколе", и резко перестал делать одно. Он рискнул начать выступать со своими большими картинами», – рассказывает заведующая отделом живописи ХХ века Третьяковской галереи Наталья Александрова.»
На выставке в Москве его картины произвели фурор. Все поняли, что появился художник, который не похож ни на кого, даже на своих знаменитых учителей – Коровина и Архипова. Он лепил картины цветом, ведь по образованию Пластов был не только живописцем, но и скульптором. Однако в его жизни не все складывалось гладко. За картину «Весна» Аркадия Пластова обвиняли в формализме. Сохранились протоколы обсуждения 1953 года. «Что колхоз не успевающий, что изба черная, почему они там в лаптях, где электричество в этой избе, и чему, собственно, радуется эта женщина, почему такое счастливое выражение? В таких стенах, она не может быть счастлива», – продолжает Наталья Александрова.
Пластов не реагировал на критику. Уединившись в Прислонихе, он продолжал писать портреты односельчан. Особенно художник любил детские лица. За любовь к земле Аркадия Пластова прозвали пантеистом. «Пластов – именно та фигура, которая позволяет развенчать мифы не советского времени, а мифы "совка" – о рваных и драных, нищих и пьющих мужиках, которые добывают хлеб, и которые живут где-то в далекой от нас деревне», – добавляет Александрова.
В наше время Пластова приходится открывать заново. До сих пор не известна судьба его многофигурной композиции «Пугачев», созданной еще в 30-е годы. Известно лишь то, что для нее позировали односельчане, а фоном, возможно, была Прислониха. Многие его этюды, рисунки и акварели долгие годы хранились в семье художника, и только сейчас появилась возможность познакомится с творческой лабораторией мастера.
Вечер в Зеленовке, 1946-1947
Н.П. с граблями, 1939-40
Нина Сучкова, 1939-1940
Вечер, 1948