«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"С этюдником по городам и селам"
Георгий ЛЕМАН
www.artleman.ru
02.10.2006

Велика должна быть благодарность каждого художника судьбе за возможность измерять свою жизнь не годами, а впечатлениями, отраженными в творческих работах. Это богатство художник черпает в своих творческих поездках по стране. Я всегда любил наши творческие поездки на этюды. Готовился всегда заблаговременно: натягивал холсты, проклеивал картон, закупал краски, кисти, жидкости, и мысленно был уже вне Москвы.

Там отключаешься от будничных проблем и забот, погружаешься в творчество, в общение с коллегами, живешь в неповторимой атмосфере искусства. С утра до вечера на этюдах. Вечером почистишь палитру, вымоешь кисти, подготовишь этюдник к утренней работе, приляжешь отдохнуть - теперь время рассматривать этюды, не только свои, но и товарищей. Для каждого был важен взгляд критика, а наиболее ценной была возможность выслушать несколько, порой противоположных, мнений. часто работы обсуждались бурно: правильно ли скомпонованы, как замесил, этот больше не трогай - он состоялся. Особенно долгими были зимние вечера. День зимой короток, поэтому работали без обеда.

Когда темнело, мы шли на ужин, заменявший еще и обед. Приятен отдых после работы! Расстелешь тулуп на кровать, ляжешь, приятно греет после работы на морозе длинный ворс овчины, пьянит запах красок... Все создает впечатление твоего пребывания в совсем другом мире.

В местных книжных магазинах всегда оказывалось множество интересных книг, поэтому чаще вечера проходили за чтением. После окончания института нашим постоянным местом творчества на долгие годы стал Ростов Великий и соседствующий с ним Борисоглеб. Первый раз я посетил эти места, будучи студентом II курса Московского Художественного института им. В. И. Сурикова, и они меня сразу покорили.

Ростов - город русской старины, хранитель культурных традиций. Пожалуй все здесь настраивало на творчество: и замечательная архитектурас его старинными торговыми рядами, и таинственность озера Неро, и чудный колокольный звон, и говор местных жителей.Именно здесь, в Ростове, мне сужденно было раскрывать свой творческий потенциал. Моим постоянным спутником в этих поездках был замечательный художник Вячеслав Николаевич Забелин , профессор Суриковского института, живописец редкого таланта, образованнейший человек, эрудит. Он обладал необыкновенным чутьем в определении достоинств и недостатков в работах учеников и коллег. Дважды в год(иногда и чаще), во время зимних и летних каникул, мы покидали Москву и оседали в одном из номеров ростовской или борисоглебской гостиниц. Почти всегда с нами ехал кто-то из наших друзей( один, двое, а то и более). Среди них были ныне известныехудожники: Владимир Щербаков , Геннадий Пасько , Герман Незнайкин, Алексей Суховецкий , Виталий Орловский, Михаил Отвагин, Василий Дранишников и многие другие. Летом с Забелиным приезжали его студенты.

Со временем мы сдружились и с местными художниками, работавшими на ростовской фабрике финифти, сотрудниками музея-запаведника, местной интеллигенцией. Постепенно вокруг наших приездов сложилась исключительно творческая атмосфера, что конечно же, самым благоприятным образом влияло на наше рабочее настроение, на творчество. Писали мы и в Кремле, и в старом парке, были привлекательными аллеи старых тополей и уголки древнего города.Забелин нашел себя в великолепных церковных интерьерах, я любил писать на озере Неро. Возвращаясь в Москву, мы везли связки холстов и этюдов. Нельзя не отметить, что Ростов Великий всегда привлекал художников. Здесь работали такие выдающиеся мастера прошлого, как К.Ф.Юон, П.И.Петровичев , Н.К.Рерих и другие. Их работы являются украшением коллекции Ростовского музея, который также распологает великолепным собранием древнерусской иконописи. Но шедеврами владеет не только музей: знаменитые росписи, украшающие стены местных соборов и церквей, по сей день сохранившие свежесть и праздничную нарядность.

Лучшие работы, написанные в этих поездках, выставлялись на московских, российских художественных выставках, где многие из них приобритались закупочными комссиями Союза художников и Министерства культуры с последующей передачей в различные музеи страны. В 1982 году я учавствую в групповой выставке шести московских художников с Владимиром Астаховым, Андреем Богдановым, Германом Незнайкиным, Валерием Пахарьковым и Игорем Фроловым. У выставки был успех, котрый обеспечил интерес посетивших ее зрителей, закупки работ положительные отзывы в печати.

Настроение было приподнятое, очень хотелось работать. Именно на это время пришлась поездка с группой художников на север, в Архангельскую область, прекрасный край на Онеге - Каргополье. Надолго оставляет эта местность след в душе каждого человека, побывавшего здесь, своими чудными пейзажами с потемневшими бревнами срубов, храмами свидетелями старины, глубокими озерами, необъятными далями, но художнику позволенно нечто большее - отразить впечатление еще и на холсте, передать другим. Вместе со мной в поездку отправились и два участника нашей недавней выставки - Г.Незнайкин и В.Пахарьков. Работалось легко: создал ряд больших холстов, некоторые потом осели в музеях, целую серию этюдов и много рисунков. Незабываемое впечатление остались от Ошевенска, Лядины, Няндобы, Лекшозера, Тихмоньки и, конечно от самого Каргополя. Нигде более не встречал я такого края, где бы так чудесно сочетались прекрасная первозданной красой природа и творения народного зотчества.

Эта поездка подтолкнула меня к знакомству с Академической дачей в вышнем Волочке, давно ставшей "русским Барбизоном". 120 лет она радушно принимает художников. С историей Академической дачи связвны имена многих великих русских художников: к своим ученикам, среди которых были Н.К.Рерих, А.А.Рылов, К.Ф.Богаевский, сюдане раз приезжал А.И.Куинджи, бывал здесь и И.Е.Репин. В советские времена здесь бывали В.Н.Бакшеев, С.В.Герасимов , Н.М.Ромадин . В настоящее время постоянно работают Ю.П.Кугач , братья Алексей и Сергей Ткачевы , В.М.Сидоров и другие.

Местные красоты, творческая обстановка, конечно, создают здесь условия для плодотворной работы. Посещения Академической дачи стали закономерностью для меня в последние два десятилетия, бываю в разные времена года, но есть и любимые периоды -периоды блаженства для живописца: золотая осень и красочный март.

Одновременно моим постоянным местом пребывания и творчества на летний переод становиться не менее знаменитая Таруса. Здесь, на берегу Оки, где все вокруг распологает к спокойной работе, мы с сыном приобрели небольшой домик, из окон которого открывается вид не только на заокские дали, утренние туманы и вечерние закаты, но и на обилие в саду цветов, также ставших объектами моего внимания. Далеко ходить не надо - все рядом.

Определенное разнообразие в мое творчество привнесли поездки в Крым, Дом творчества "Гурзуф" Морские этюды, полные солнца, городские мотивы и интерьеры, думается существенно обогатили экспозицию выставки.
Таков краткий экскурс в прошлое, которое, кажется, было совсем недавно.

Материал взят с сайта http://www.artleman.ru/


В лучах осеннего солнца, 1995

В тишине, 1995

Дождь над Онегой, 1982

Тверская земля, 1993

На озере Неро, 1978

Зимой на Академичке, 2003

Северный этюд, 1982

В начале мая, 2003

Дыхание весны, 1989

Снежная зима, 1992