«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

"Михаил Абакумов - солнечная кисть России"
Мария ГРИБАНОВА
Газета "Красный Север".№88
06.08.2009

«Крылатый художник», «живописец радости», «солнечная кисть России», - столь эмоциональные характеристики редко можно услышать из уст профессиональных искусствоведов. В справедливости этих оценок может убедиться любой зритель, пришедший в областную картинную галерею на выставку «Романтики реализма». В живописных произведениях народного художника России Михаила Георгиевича Абакумова явления окружающей действительности, окрашенные ярким чувством, представлены сквозь призму красоты и праздничности. И в этом художник достойно продолжает традиции русского импрессионизма XIX-XX веков.

Михаил Абакумов родился в 1948 году, вырос и ныне живёт в одном из красивейших городов Подмосковья - Коломне, что во многом определило не только мироощущение будущего художника, но и тематику его творчества, ведь любимым жанром живописца стал архитектурный пейзаж. Родной Коломне посвящены многие холсты художника - «Тёплый октябрь в Коломне» (1980), «Пятницкие ворота в Коломне» (1990). Умение выделить острые, неожиданные «кадры» в знакомой с детства городской среде отчасти объясняется годами учёбы на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.

Начиная с 1990-х годов, Михаилу Абакумову становятся интересны и пейзажи Русского Севера. С вологодским художником Валерием Страховым, кинодокументалистом Александром Саранцевым он побывал в Великом Устюге, Харовске, Тотьме, Сольвычегодске, на Кубен-ском озере. По вологодским впечатлениям создано немало полотен лирического звучания - «Лето в Устюге» (1997), «Вечер в бору» (2001). Написанные с натуры, небольшие по размерам пейзажи обладают достоинствами композиционно продуманной и декоративно завершённой картины и вместе с тем сохраняют непосредственную трепетность и живость быстрого наброска.

Особая страница в творчестве Абакумова - панорамный архитектурный пейзаж, в котором в полной мере раскрывается эпический дар художника. Он пишет не только старинные храмы, но и кремли, крепости как памятники воинской славы. У Михаила Абакумова такой пейзаж перерастает в исторический. Он писал их в Пскове, в Изборске и Старой Ладоге, в Калуге и Боровске, Рязани и Зарайске, Тотьме и Великом Устюге, везде стремясь ощутить «сердце» каждого города.

Неподвижная рукотворная красота и трепетная жизнь природы на его полотнах то вступают в сложный, подчас драматичный диалог, то поражают спокойной гармонией величественного предстояния. В таких больших работах, как «Час раздумий» (2006), «Святое место» (1992), эмоционально наполненным становится любимейший образ художника - небеса, бесконечно разнообразные по состоянию и настроению. Стремление передать насыщенную жизнь природы, наполненную движением, звуками, реализуется через повышенную цветовую экспрессивность, динамичную фактуру холста. Живописная манера Михаила Абакумова постоянно меняется, подчас становясь эмоционально форсированной, нервно напряжённой. Сам он, шутя, называет её «моя психованная живопись», имея в виду энергетику, темперамент.

Эстетическое впечатление художника от красоты мира вещей и мира природы отражается в таких жанрах, как натюрморт и интерьер. Михаил Абакумов любит цветы и травы, только что принесённые с лугов и полей. Отсюда - его стремление передать ощущение от их свежести и трепетности. Именно в деревне, а живописец теперь в тёплое время постоянно живёт и работает в Харовском районе нашей области, художник чувствует всю полноту жизни, слияние с миром поля и леса, с тишиной и умиротворением сельского бытия.

Василий Поленов, один из первых русских импрессионистов, в письме другу высказал сокровенную мысль, которая созвучна и всему творчеству Михаила Абакумова: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами и злодействами, то уж жить станет слишком тяжело...».


Лето в Устюге, 1997

Зацвела калужница, 2004

У темной воды, 1998

Облака, 1998

Ясное утро, 1995

Над миром, 1998