«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

Валерий Страхов:
"Художнику мало знать, ему надо изведать"
Новости культуры
Канал "Культура"
12.07.2008

Любовь художника Валерия Страхова к пейзажам русского Севера объяснить несложно, ведь он сам коренной вологжанин. Его неслучайно называют одним из последних романтиков русской живописи. Родиться в Вологде и не быть при этом романтиком, видимо, невозможно. Ускользающая натура северных городов с их неповторимым, уходящим в небытие резным деревянным очарованием стала для Валерия Страхова темой всей жизни. Персональная выставка художника открылась в столичной галерее «Арт Прима». Рассказывают «Новости культуры».

«Художнику мало знать, ему надо изведать», – говорит Валерий Страхов. Прежде чем писать пейзаж, он сначала влюбляется в него и старается вжиться в состояние природы. Страхов – один из немногих художников, который еще пишет с натуры. Его не пугают никакие трудности, да и непогода ему не страшна, ведь то, что написано на природе, невозможно повторить в мастерской. В этом художник просто убежден. Страхов готов пройти пешком несколько километров, чтобы открыть какой-либо потрясающий пейзаж. Даже сильные морозы ему нипочем.

«Там есть такие технологические приемы: например, подогрев палитры на спиртовке во время мороза. Пишется на таких летучих растворителях. Нужно иметь варежки, полушубок и все снаряжение. И все равно за полчаса можно так застыть, увлекшись работой, что можно серьезно заболеть», – рассказывает куратор выставки Александр Цыплаков.

И все-таки в зимних пейзажах есть свое очарование. В это время все лишнее скрыто под глубоким снегом, особенно четко видна северная архитектура с деревянными резными наличниками, крылечками и балконами. Правда, в последнее время в Вологде старых домов остается все меньше и меньше. Лишь в Тотьме Валерий Страхов нашел сохранившийся старый уклад, величавые храмы, лес, который виден из окон домов. «Люди смотрятся как-то свежее. Вот девушки идут, а у них щеки румяные. Они там белые, красивые. Потому что там воздух, вода, природа», – замечает художник.

Одна из немногих эпических картин Страхова называется «Ледоход на Тотьме». Работая над картиной, он почувствовал, что в современном пейзаже чего-то не хватает. Тогда художник разыскал старинную фотографию города и обнаружил там девять храмов вместо двух сохранившихся сегодня. Тогда ему пришлось отступить от своего правила – писать с натуры.

Последние годы Страхов все чаще отправляется на Валаам. «Валаам позвал меня своей знаменитой историей – как колыбель русского национального пейзажа. Там жил Саврасов и Куинджи. Все наши знаменитые художники прошли через Валаам», – добавляет Страхов. Там он открывает для себя все новые темы. Недавно у Валерия Страхова появилась картина «Ледоход в бухте Валаамского Свято-Преображенского монастыря».


Зима в Вологде, 1997

Дом печника Шишигина. Осеннее солнышко, 1990

Дом священника, 2002

Тимониха. В доме писателя Белова, 2003