«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

"Магия холста и красок" (о творчестве Алексея Суховецкого)
Владимир СЕМИРЯГА
Журнал "Столичный депутат"
31.10.2008

Живопись, пожалуй, единственное направление в искусстве, где симпатии и антипатии, дотошность и равнодушие, восторженность и неприятие того, что сделал художник, проявляются столь разительно и эмоционально. Ни поэзия, ни проза, ни кинематограф, ни театр и даже не скульптура не порождают такое количество мнений и восприятий как живопись. А казалось, делов - то: кисть, краски, холст да наблюдательный взгляд. Вот они составляющие успеха! Ан нет! И рождаются многочисленные картины, броские, эффектные, но …не греющие душу! Не гипнотизирующие, не заставляющие вновь и вновь вглядываться в каждый фрагмент полотна, постигая его мистику: что там художник изобразил, и почему так, и что это означает? Собственно, именно поэтому мой первый вопрос Народному художнику России Алексею Николаевичу Суховецкому (после того , как он угостил меня крепким чаем) был, что называется в лоб:".

- Алексей Николаевич, что такое гениальная картина?

- Это некая магия. Ты смотришь на такую картину, и она тебя так захватывает, что ничего не замечаешь вокруг. Только ты и она, такая Картина. И даже если ты мало что смыслишь в живописи, ты всё равно понимаешь, что это не только высоко профессионально, но и убедительно по художественной форме, отвечает каким-то твоим внутренним настроениям.

Причем, не имеет значения, что на картине изображено: человек или исторический сюжет, природа или городской пейзаж. Картина завораживает, притягивает, гипнотизирует…

- Магия для избранных или магия для всех? Ведь зачастую широкой публике нравятся совершенно иные картины, нежели зрителю утонченному…...

- Я же думаю, что магия для всех. Например, если взять картины художников прошлых веков, то полагаю, что даже представитель, как вы сказали, широкой публики, оценит их волшебство…

- Надеюсь, мы сейчас говорим о реалистическом искусстве, а не о «Черном квадрате»?

- Мы сейчас говорим о реалистическом искусстве, поскольку тогда еще не было ни сюрреализма, ни импрессионизма, ни авангарда. Что же касается «Черного квадрата» Малевича, то я отношусь к нему спокойно. По той причине, что это к изобразительному искусству мало относится. Эта картина- не изображение чего-то (что является задачей живописи), а некая философия, концепция , выраженная масляными красками. А, быть может, просто эксперимент.

Если подойти к любому человеку на улице и попросить его закрасить квадрат черной краской, он это успешно сделает. Но результат его творчества не повесят в музее, искусствоведы не будут писать рецензии и докторских диссертаций, да и любители живописи вряд ли почтят его своим вниманием. В конце- концов, вы демонстрируете свою фамилию на картине или произведение искусства? На мой взгляд, применительно к «Черному квадрату» мы имеем дело с пиаром.

Когда археологи откапывают греческую скульптуру, то мы не знаем ее автора, не понимаем, что это шедевр. И нам остается только поражаться тому, как обработана поверхность камня, как гениально соблюдены пропорции человеческого тела, как потрясающе удалось передать человеческие существа. На античных скульптурах нет фамилий авторов, но ими можно любоваться бесконечно. А под «Черным квадратом» фамилия есть, но только любоваться этим лично я не собираюсь.

- Долго ли пишется картина?

- Долго идет подготовительный период, а написаться она может быстро. Художник иногда даже осознает, что внутри него зреет. Процесс повседневной будничной работы и глубинный процесс зарождения нового замысла идут как бы параллельно. Ты думаешь о чем-то совершенно другом и вдруг, как говорится, в один прекрасный день из недр твоего сознания всплывают некоторые вещи. Часто это бывает совершенно спонтанно, на первый взгляд неожиданно. На самом деле, всему этому предшествует огромный объем внутренней работой, невидимой внешнему наблюдателю.

Вот к примеру, взять пушкинскую Болдинскую осень. За месяц было написано около 30 произведений. То есть мне понятно, к этому периоду у Пушкина уже созрели, внутренне сложились некие литературные и поэтические конструкции , образы. Настало время, создались условия. Когда поэту никто не мешал, не было великосветских развлечений, и все выплеснулось наружу.

- Вот я смотрю, у Вас на картинах пейзажи из каких-то зарубежных стран. Вам много приходится путешествовать?

- Я бывал во многих странах. Это я в Турине написал (художник показывает картину на стене)…

- Какая страна на Вас произвела наибольшее впечатление?

- По духовности, наверное, Италия, а зрительно- Иордания, Швейцария и та же Италия.

- А почему Иордания?

- Я там был с выставкой, писал много. Это очень красивая страна.

- Есть ли у художников или у Вас небесный покровитель?

- Кроме Бога, у нас, пожалуй, нет покровителей. Все мы ходим под Богом. Я только к Нему обращаюсь…А вот муза у меня есть- это моя семья. Жена и дочь, как и я, художники, а сын- концентрирующий пианист.

- В других ипостасях не пробовали себя?

- В детстве, когда я учился в художественной школе, у нас была лепка. Лепили из глины. И вот когда глина высыхала на пальцах, у меня почему-то было очень неприятное ощущение. Мне оно не нравилось. И я возненавидел эту лепку. А когда заканчивал институт, то так полюбил скульптуру, что даже иногда думаю: «Зря я все-таки скульптором не стал!». Вот такая история.

Пристрастия по жизни меняются и то, что в детстве отталкивало, а в зрелые годы может притягивать. Живопись – это искусство, скульптура- тоже. Только форма выражения у них разная. Само пристрастие ты не меняешь. Меняешь форму выражения.

- Сколько Вы картин написали?

- Трудно сказать. У художников не принято считать количество написанных картин. В XVI –м веке творил живописец Питер Рубенс. После него осталось несколько тысяч картин, подписанных им или ему приписываемых. Но следует учесть и такое обстоятельство, о котором мало кто знает, что Рубенс был профессиональным дипломатом. Времени писать картины у него было мало. На Рубенса работала мастерская из 40 художников. Сам мастер давал только ценные указания. А после не менее замечательного художника Яна Вермеер Дельфтского осталось всего 37 картин. Но на него никто не работал, и он был действительно гениальным художником.

Я знаю, что многие мои картины находятся в частных коллекциях , галереях, музеях. Придет время, возможно, возможно, я и посчитаю, что успел сделать.

- Когда у Вас была самая первая выставка?

- В 1975 году...

- Так Вы же тогда еще студентом были?

- Совершенно верно. Я и сейчас призываю своих студентов начинать творческую жизнь как можно раньше. Не только задания педагогов выполнять, но и идти глубже и дальше. Ведь настоящим художникам никто задания не дает. Если не можешь этого не делать, значит это глубинное, настоящее. Остальное – поверхностное, ответ на чью-то потребность. Но не на твою…

- Сегодня сделать выставку, наверное, нелегко: нужны деньги?

- Все не так драматично. Наш союз художников России каждый год организует выставки разного масштаба- от всероссийских и региональных до персональных, в том числе для молодых художников совершенно бесплатно. Поэтому проблемы участия в выставке нет. Есть проблема творчества, проблема создания настоящего произведения. Если ты хочешь персональную выставку, то и здесь Союз художников предоставит тебе такую возможность. У нас есть свои выставочные залы. Но надо себя зарекомендовать серьезными работами.

- А много ли Вам пришлось помытарствовать ?

- Это когда с хлеба на воду?

- Именно…

- Было и такое. Вот сейчас принято ругать советскую систему. Но всё- таки было отлажено взаимоотношение между властью и художниками, особенно молодыми. Если у тебя были достойные работы, министерство культуры или Академия художеств заключали с тобой договор, твои работы шли на выставку. Если договор был хорошо выполнен, с тобой заключали новое соглашение. Причем, тему картины предлагал сам художник.

Другое дело, если художник сам хотел обречь себя на произвол судьбы и дистанцироваться от договоров, то, пожалуйста, живи в своей норе. Но если ты хотел профессионально работать, участвовать в выставках, то тебе никто не мешал. Главное- показывать достойный профессиональный уровень картин.

- Вы коренной москвич?

- Да, я родился в Замоскворечье.

- Как Вам Москва нынешняя?

- Я люблю Москву, хотя с чем-то в ее нынешнем облике не согласен.

- Что Вы делаете, когда выдается свободная минутка?

- Свободных минут у меня просто нет. Помимо картин, я еще преподаю, а в Союзе художников России занимаюсь выставками. Вот 2 октября еду в Великий Новгород открывать выставку «Русский Север». Летом 2009 года открываю в Чебоксарах и в Самаре выставку «Большая Волга». Раз в пять лет мы проводим большую выставку «Россия». Картины на нее отбираются с этих региональных выставок.


Пейзаж со старой ветлой, 1995

Соборы Переславля, 1995

Груши и молочник, 2005

Интерьер гостиной в Павловском дворце, 1996

Виноград и гранаты, 2001

Натюрморт с японской гравюрой, 2003

Осенний интерьер, 1992

Натюрморт с Пегасом, 2002

Натюрморт с крылатым львом, 1997

Солнечный день, 2004

Уголок в мастерской, 1988

Голубая скатерть, 2003