«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

"Валерий Страхов: Секрет натурного пейзажиста"
Владимир ВОРОПАНОВ
Газета "Ступени вологодские". №43(108)
15.09.2009

Валерий Николаевич Страхов - признанный в России мастер русского национального ландшафтного и архитектурного пейзажа, верный продолжатель традиций московской реалистической пейзажной школы ХIX-XX веков.

Валерий Николаевич Страхов родился 25 февраля 1950 года в Череповце. Он- крестьянин по происхождению. Его дед до войны имел водяную мельницу и крепкое хозяйство. Мужчины в семье занимались плотницким ремеслом, рубили дома и в селах, и в городах. В детстве и юности Валерий жил на станции Хемалда под Череповцом и учился в Ирдоматской сельской школе.

Валерий Страхов прошел серьезную трудовую жизненную школу. До и после армии он работал в Череповце, на металлургическом и сталепрокатном заводах. Первые уроки изобразительного искусства он получил у С.П.Пескова в студии при художественном отделе Череповецкого краеведческого музея. Затем с 1972 по 1976 год учился в Ярославском художественном училище. После училища его направляли работать директором художественной школы в старинном Угличе. Но директор из него не получился. А началась долгая и непростая дорога овладения серьезным живописным мастерством.

Решающее влияние на формирование мировоззрения и творческой судьбы Страхова оказали годы учебы в Москве, в Художественном институте им. В.И.Сурикова (1978-1983). Позднее он говорил, что относит себя к московской школе живописи, для которой характерно особое чувство историзма. Он отмечал: «В Москве все дышит историей, здесь рождается особое отношение к сюжету, к слову. Каноны московской школы живописи утверждались еще Рублевым и Дионисием». Среди наиболее почитаемых русских живописцев старой Москвы он всегда отмечает А.Саврасова, А.Рябушкина, братьев В. и А.Васнецовых, И.Левитана. Среди преподавателей института Страхов особенно выделял своего руководителя по живописной мастерской В.Г.Цыплакова, искусствоведа Н.Н.Третьякова, специалистов в области техники и технологии живописи. В отличие от многих вологодских художников Страхов вовсе не замыкается в стенах своей мастерской и в рамках региональной творческой жизни. Переехав в 1983 году окончательно в Вологду, он постепенно становится заметной фигурой общероссийского движения современного реализма. Среди близких ему по духу и стилю мастеров старшего поколения- выдающиеся российские живописцы В.Ф.Стожаров, В.М.Сидоров, художники его поколения В.Г.Харлов из Кирова, М.Г.Абакумов, С.А.Гавриляченко, А.Н.Суховецкий, члены объединения «Москворечье» из Москвы и Подмосковья. Из своих вологодских художников Страхов всегда особенно отмечает творчество Ф.М.Вахрушова из Тотьмы.

Работая почти исключительно в пейзажном жанре, Страхов не является обычным видописателем. Его творчество носит программный характер. В своей живописной системе он развивает традиции русского натурного реалистического пейзажа настроения. Как сам замечает: «Наиболее удачно у меня получается, когда пишу с натуры. А наиболее красиво- когда холодно и ветрено и приходится много терпеть». В своем искусстве и общественной деятельности художник отстаивает идеи и идеалы традиционного национального миросозерцания, борется за сохранение духовных основ современной культурной жизни. В одном из своих интервью он сказал: «Я не считаю ностальгию по прошлому чем-то ущербным и нехорошим. Это особое щемящее чувство, дающее нам ощущение Родины, и в особо тяжелые минуты жизни поддерживает и подпитывает нас».

Страхов, как художник и творческий мыслитель, представляется очень цельной натурой. Он как-то сразу и быстро определил круг тем и образов своих произведений и длительно идет по пути их серьезного живописного воплощения. Он многократно пишет с разных сторон, зимой и осенью ансамбль Вологодского кремля, стены и окрестности Спасо-Прилуцкого монастыря, деревянные дома на улице Благовещенской. В последние годы все чаще устремляется на север, где больше первозданной красоты и покоя: городки и деревни Вологодской и Архангельской областей, остров Валаам на Ладоге. Главным сюжетным ядром его картин становится не изменчивость, а постоянство мира. Он ищет не сиюминутного и репортажно-модного, а вечного, выстроенного веками и согретого поколениями людей. В этой гармонии пространственной тишины пейзажей Страхова главным героем становится душа природы, которая отзывается в сердце зрителя. Особенно удачны для него переходные состояния времен года и дня, когда художник откликается на настроения жизни окружающих людей. Так появляются его добрые и теплые по ощущениям картины «Снова весна», «На родном берегу», «Мелодия весны», «В этом доме еще живут».

Сегодня творчество Валерия Страхова хорошо знакомо вологодским и российским зрителям. Персональные выставки его живописи проходили в Вологде и области, в Москве. Художник не спешит много и часто выставляться, не гонится за большими форматами. В своих картинах и многочисленных этюдах он прежде всего стремится к праздничной и светоносной, духовно озаренной живописи. Правда, подчас удачно найденные в этюде, живые состояния природы в панорамном изображении зачастую тускнеют и отходят на второй план за общей велеречивостью условно-монументального замысла. Но там, где художник меньше размышляет и утверждает свои взгляды на задачи искусства, а более погружается в само творческое пространство художественного переживания мира, появляются истинные жемчужины трепетного живописного письма.

Искусство Страхова достойно представляет в России вологодские художественные традиции. В последние годы его работы непременно экспонируются на всероссийских и межрегиональных выставках, носящих программный духовно- исторический характер: «Судьба русской деревни», «Всему миру свет», «Многоликая Русь», «Образ Родины», «Вся Россия», «Зеленый шум», «Имени Твоему», «Российский Север», «Защитникам Отечества посвящается». В 2002 году Валерию Страхову присвоено звание заслуженного художника России, в 2001 году он был избран членом- корреспондентом Академии художеств России. Творчество художника представлено во многих музеях и частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом.


На дворе весна, 2005

Резное крыльцо, 1999

Весна в деревне, 2002

Дом священика. Рябина у крыльца, 2000

Первый снег. На дороге, 1993

Дом печника Шишигина. Осеннее солнышко, 1990

Дом священника, 2002