"Светоносная живопись" (о творчестве Валерия Полотнова)
Ирина БАЛАШОВА
Газета "Мир живописи", №12
29.01.2009
С 21 ноября по 15 декабря 2008 г. в Вологодской областной картинной галерее с успехом прошла выставка известного московского живописца
Валерия Павловича Полотнова.
Впервые с творчеством заслуженного художника России В.П. Полотнова вологжане познакомились на третьей Всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины», проходившей в 2006 году в Вологде. Привлекла внешне скромная, но необыкновенно светоносная, проникновенная по образу живопись этого мастера. Да и сам он, не по-современному сердечный, искренний, какой-то родной с первого взгляда порадовало то. Удивило и порадовало то, что он каждую минуту, которая выпала у него как члена выставочного комитета СХ России, во время подготовки всероссийской выставки бежал писать этюды нашего северного города. В результате у него появилось немало работ о Вологде.
В нашем городе, тем более во всей России, работает много талантливых пейзажистов реалистического направления, продолжающих великие традиции классиков русского пейзажа. Но в искусстве Полотнова звучат особенные интонации интонации, позволяющие ему создавать образы такой духовной интенсивности и профессионального мастерства, что понимаешь - перед тобой уникальное явление живописи. Живописец и теоретик искусства С.А. Гавриляченко совершенно точно заметил, что Полотнов «обладает врожденно-самостоятельным видением». Действительно, следуя и развивая традиции русского пейзажа А. Саврасова, И. Похитонова, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули , Полотнов создал особый, характерный голько для него, тип пейзажного образа. Поэтому представляется, что Валерий Полотнов в кругу выдающихся мастеров современного российского пейзажа занимает совершенно особое место.
Выбор своего пейзажного мотива и определение задач, решаемых в произведении, происходит у художника в начале 1980-х годов. Хотя уже в пейзаже 1976 года «Стан в степи» заметны художественно-пластические особенности, впоследствии ставшие приоритетными для живописца. В первые годы после института Валерий писал и урбанистические мотивы, и морские пейзажи Дальнего Востока, и крымские виды и во всех проявлял мастерство и новизну подхода. Но главными мотивами его пейзажей становятся виды сел, деревень, провинциальных городов России, старинных улочек Москвы. Проезжая по стране, ее старинным городам, богатым историей и культурой, и сравнивая ее с мотивами произведений живописца, понимаешь, как тонко и точно сумел уловить сокровенную ее суть. Все дело в том, что художник, родившийся в нижнем Заволжье, в селе Стрелка под Арзамасом, все российские места ощущает как свои родные. Довольно рано установился и излюбленный тип композиции, в которой небо занимает большую часть полотна. «Я родился в краю полустепи, где много неба и простора»,- рассказывает живописец. Друг художника С. Гавриляченко отмечал, что ему, обратившемуся к редкому мотиву, оказалось по силам написать то, что трудно или почти неизобразимо. Художник как будто намеренно выбирает неэффектные мотивы, но они становятся под его кистью законченными полотнами, часто имеющими характер тематического произведения, несущими концептуальный смысл. Такие пейзажи, как «Тишина» (1993-97), «В снегах России»(1998). «Пейзаж с охотником»(2003). «Осенняя благодать»(2004) передают в образном выражении раздумья художника о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Многие, если не все пейзажи Полотнова, имеют исторический подтекст. Но автор не ставит перед собой специально такой задачи. Это происходит неосознанно, на чисто эмоциональном уровне.
Еще в студенческих работах проявился интерес художника к эффектам освещения, эскиз дипломной работы на сюжет из времен Гражданской войны автор писал в горячем колорите с акцентом на резком светотеневом контрасте. В ряде пейзажей последующего времени сохраняется эта приверженность к теплому коричневатому колориту. Но в зрелом творчестве Полотнов изберет мягкий, рассеянный свет в разное время суток. В результате, когда смотришь на его пейзажи, то вспоминаешь это удивительное состояние, когда о сиянии солнца хочется говорить, что в нем заключен божественный свет. Чудесность этого состояния вселяет особые чувства, определяемые словом «возвышенность». Кажется, что оно напрямую связано с религиозным благоговением. Встреча его родителей произошла на пути, который в старину прошел святой подвижник Серафим Саровский. Храмы, которые он изображает в своих пейзажах, напоминают о тех церквях, которые были разрушены на его родине уже в хрущевские времена. «Они как свечи стоят по всей России, но не хочется думать, что поминальные, - признается художник.- Хочется надеяться, что они - напоминание нам, людям, что в оставленные села надо вернуться, наладить жизнь, восстановить связь поколений».
Волшебство неброских пейзажей Валерия Полотнова рождается благодаря тщательно разработанной живописной технике, о которой писал искусствовед B.C. Манин: «Важное для художника впечатление вибрации воздушной среды создается наложением дробных мазков близкой цветовой тональности, которые, оптические сливаясь, рождают ощущение мерцания воздуха. Фактура живописи адекватно передает подвижность воздушной среды, вибрирующей в тусклом свете».
Отклик своим работам живописец находит в классической русской поэзии и музыке, в народном хоровом пении. Работается художнику легко и радостно, потому что его цель - давать людям своей живописью свет и надежду. Выставка в Вологде, древнем городе, богатом православными традициями культуры, для Валерия Павловича Полотнова является событием большой духовной важности.
Морозное утро, 1995
Субботний день, 1995
Весна, 1995
Зима. Село Зимино, 1992
Сентябрь в деревне, 2005
Крестьянский двор, 1995
Иван-чай, 1996