«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"Слушание с Владимиром Телиным"
VON HANS- JOACHIM NEUBAUER
Газета Rheinscher Merkur.№25
10.10.2009

Рубрика : Люди.

Слушание с Владимиром Телиным.Только картина имеет значение

Автор: VON HANS-JOACHIM NEUBAUER, MOSKAU

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, русский народный художник Владимир Никитович Телин открывает двери мастерской и говорит о своем отношении к традициям через призму истинного искусства.

В его фигуре выделяются руки и глаза. Твердым рукопожатием Владимир Телин приветствует своего гостя. Синими, светлыми глазами художник ищет взгляд собеседника, ловит его, и только тогда улыбается. Он медленно спускается вниз по лестнице. Помещение в знаменитом многоквартирном доме на Масловке занимает более двух этажей.

Вверху и внизу висят картины, они последовательно прислонены к стенам, стоят на мольбертах. Пахнет масляными красками и терпентином. Эта мастерская является также галереей Телина, историческим архивом. Каждая картина рассказывает о жизни художника. На стене у лестницы портрет женщины, перебирающей в руках рассыпанные бусы. Мир этого художника наполнен болью.

Телин переставляет несколько стульев и идет к картинам, обрамленным рамами, стоящим прислоненными у стены. Он нагибается, возвращается с картиной средних размеров: крестьянская изба с двумя окнами, за которыми простирается ночь с серпом месяца, внутри хижины – курицы, несколько коз. “Недокрашенное окно “, называется картина: “Старая женщина, хозяйка дома, покрасила оконные рамы; левые ставни недокрашены, потому что она устала, изнемогла; она слегла. Картина будто бы показывает пространство глазами этой крестьянки; поднимется ли она еще?..”

Здесь всё просто: в соседнем помещении стоят кровать и стул; в небольшой ванной комнате – все самое необходимое. На столе у Владимира Телина – тюбики с краской, тряпки, по бокам стоят стаканы и гостеприимно разложена снедь: ржаной хлеб, шпик, помидоры, вода и водка, огурцы, соленые грибы. В кувшине на столе стоят кисти. Телин вынимает их, откладывает в сторону, наливает в кувшин воды и ставит туда цветы. На Телине светлый свитер, выделяются серебряная цепочка и кольцо. Он - сильный мужчина с крепкими руками.

На мольберте посреди комнаты стоит большой эскиз: 4 купающихся женщины, за ними наблюдает бородатый мужчина. Одиссей и нимфы? “Нет, это сатир”, - объясняет Владимир Телин, мотив из неистощимого драгоценного фольклора, народной поэзии, сказок, сказаний и мифов России. Ясным, светлым голосом Телин рассказывает о своих картинах и о живописи в целом. Тишина, стройность, порядок его картин наводит на мысли о Кранахе или Дюрере. Он чтит их обоих, а так же Рембрандта, а больше всех – импрессионистов. Ренуар для него более близок, нежели Моне, чье творчество он считает тщеславным. Телин судит живопись по картинам – его отношение не простирается на личность художника.

Телин относит себя к “Романтикам реализма”, течению, зародившемуся во второй половине 19 столетия. Его приверженцев связывает убеждение, что искусство должно черпать вдохновение из жизни, чувствами затрагивать души людей. "Художники жизни", как их также называют, не имеют ничего общего с социалистическим реализмом советского времени. Черты конструктивизма, а так же всемирно, тенденциозно процветающего авангардизма им тоже не свойственны.

Ржаной хлеб, вода, огурцы: Телин достает следующие картины и у каждой своя история. Телин рассказывает о них; смеется, вдруг, вспомнив что-то, останавливается, рассматривая запечатленные сцены. В его картинах преобладают мотивы сельской жизни: деревенские дома, поля, грядки перед деревянными заборами, капуста, сады с цветами и фруктовыми деревьями. Ласточки на телеграфных линиях, собаки, скот. Деревенские сцены без модерна, современности. В автобусе, на задних сиденьях, разместилась пожилая женщина, багаж под лавкой, на коленях кошка. Еще с ней коза.
„ В гости “ называется картина. Женщина направляется к детям в город, и не может оставить своих животных, ведь неизвестно, вернется ли она.

Телин достает альбом: на групповой фотографии – двенадцать мужчин. Большинство из них уже не молоды. Все они ратуют за традиционность, за высокую школу ремесленного образования. Для Запада они – приверженцы академической школы, в России же – народные. В эти дни в Санкт-Петербурге проходит выставка, включающая в себя более 250 произведений в стиле романтического реализма, на которой ожидаются не только представители высших государственных кругов, но и тысячи любителей, коллекционеров, почитателей: Россия намного больше, чем ее европейские города.

Телин известен, его полотна выставлены в авторитетных русских музеях – в Третьяковской Галерее и в Государственном Русском Музее в Москве, в галерее Кемерово, в музеях Ярославля, Оренбурга, Кургана, во многих частных коллекциях за пределами России. Без сомнения, Владимир Телин, рожденный в 1941 году, профессор МГАХИ имени Сурикова, продолжатель традиций Репина и других национальных российских художников, член-корреспондент Российской Академии Художеств и Председатель Союза художников России – художник народный.

Как он видит будущее своей страны? Многие русские опасаются, что Россия может распасться на части, как СССР. Телин разделяет эти опасения : “Если это произойдет, это станет бедой и для Европы. Если Россия разобьется, Европа может погибнуть”. А вместе с расколом произойдет и гибель культуры, традиции коей он придерживается.

Телин вновь достает картину, ставит ее и смеется, рассказывая ее историю: грядка капусты перед забором – это его, дачная, что в Костромской области – примерно 350 км в северо-восточном направлении от Москвы. Телин получил награды за эту картину – за выдающийся вклад в искусство, но не он важен для него. “Важна здесь только сама капуста, я собирал ее, созревшую, и раздаривал жителям в деревне”.

Каждая картина – отдельная история, отражение традиций. Вот люди, заколачивающие дом досками, они действуют так, будто бы они делали это и 100 лет назад. А проницательный зритель заметит и поймет, почему у некоторых из заколачивающих в руках домашняя утварь – здесь умер последний из рода, наследников нет. В далеких, обусловленных традициями российских местностях современность не оканчивается банальным переездом в город. На другой картине медвежата играют в рассыпавшемся деревенском доме. Человек идет, природа сияет – это идиллия. Когда романтик Телин описывает свою Родину, он становится реалистом.

Особенно Владимир Телин любит картину посередине на левой стене: на ней изображена горница, в которой причесывается молодая женщина – жена Телина. Почему он не дописал картину? “Я не смог. Когда я писал ее, я внезапно увидел, как мой трехлетний сын стоит на подоконнике у открытого окна, держась за занавеску”. Телин должен был подхватить и спасти мальчика, поэтому картина осталась фрагментом, но полным света и красоты. Но что же вообще является красотой? Телин смеется, услышав вопрос. Ждал ли он его? “В работах моих вьетнамских и китайских студентов понятия красоты в их восприятии сильно разнятся, - говорит он, - я лучше понимаю моих учеников из Кореи, так как посещал ее. Красота не является постоянной антропологической величиной. Понятие красоты создается временем и миром, в котором живут. Эстетика формируется веками. Только тот, кто знает культуру, может различать признаки ее красоты”. Есть ли у Телина желание писать прекрасные картины? Его ответ погружает нас в реальность художника: “В моих картинах я хочу отражать свои чувства в рамках моей культуры, при этом описывая реальную жизнь”. Не нужно быть русским, чтобы понимать, каким прекрасным может быть это отражение настоящего.

За окном вечереет, в мастерской же светло. Картины Телина смотрят в помещение: пастух со стадом перед березовым лесом, девочка стирает белье, около аккордеониста сидит собака, женщина за столом режет овощи, и снова и снова можно смотреть на эти рассыпанные жемчужины без нити; лейтмотив Memento Mori – Помни о Смерти. Телин передает тарелку со шпиком и хлебом, наполняет стаканы.

Третий тост – за женщин. В том числе и за супругу Телина, в смерть которой художник так и не поверил до конца. Картина висит рядом с лестницей, классически красивая в мягком свете. Рассыпанные бусы символизируют уход супруги из жизни. Этот образ выбивается из череды картин цельного живописного мира художника. “Когда человек умирает, - говорит Телин, - его помнят не по его дому или вещам, а по будущему, которое он создал”. Потом он снова смеется, и его светлый голос смягчается вновь.

Выставка: "Романтики реализма" проходит в Выставочном Центре Санкт-Петербургского Союза Художников с 20 июня по 5 июля.


В дремучем лесу. Маша и медведь, 1998

Домовой, 1995

Набег. Огородные дела, 1999

Лето, 2007

Воронье, 2005

Рыбак и русалки, 2004

Дом опустел, 1971