«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О художниках):

"Никита Федосов. Таинство пейзажа"
Людмила ЦЫПЛАКОВА
Газета "Новости МСХ".№10
10.10.2009

С 19 по 30 октября 2009г. в рамках проекта «Романтики реализма» Союз художников России и галерея «Арт Прима» проводят выставку живописи Никиты Петровича Федосова «Таинство пейзажа», посвященную 70-летию гениального русского пейзажиста ХХ века. В выставочном зале Союза художников России (ул.Покровка, д.37) представлено более 50 работ из собрания СХР, коллекции галереи «Арт Прима» и частных собраний.

В январе 2009 года исполнилось 70 лет со дня рождения Никиты Петровича Федосова - гениального русского живописца второй половины ХХ века.

Годы, прошедшие со дня его трагической гибели сделали имя Федосова легендарным в кругах художников, коллекционеров и любителей живописи. Любые, самые небольшие его пейзажи считаются драгоценностями в коллекциях, их ждут, ищут, с ними не расстаются без крайней надобности.

За это время любимая им Россия изменилась настолько, что вопрос «кем вы были в прошлой жизни?» всем понятен и ни у кого не вызывает изумления. Не изменилась только та парадоксальная ситуация, которая сложилась в исследовании русского изобразительного искусства ХХ века – классическая русская реалистическая традиция, к которой принадлежит живопись Федосова, до сих пор не только не изучена как таковая, она даже не «выделена» из критического и социалистического «реализмов». Более того, в проблеме идентификации русского реализма, как явления мирового изобразительного искусства, и сегодня существует большая путаница. Например, творчество «Союза русских художников» стараниями одного американского и нескольких советских искусствоведов «причислено» к импрессионизму вопреки очевидному – русские художники активно и сознательно использовали пластические и колористические открытия импрессионизма для обогащения своего живописного языка, оставаясь верными принципам реализма. Эта творческая «свобода обращения» с достижениями мирового изобразительного искусства создала условия для развития реалистической традиции именно в России. Начиная с А.К.Саврасова, его учеников и «живописного крыла» «Союза русских художников» в этой традиции формируется и развивается особое направление, имеющее в основе классическую тонально-колористическую живопись, преображенную ярко выраженными русскими национальными особенностями - эмоциональностью и сакральностью мировосприятия.

В середине ХХ века в «московской школе» уже вполне отчетливо выявляются его художественные принципы: неколебимая верность реализму как творческому методу при высочайшем уровне профессионального живописного мастерства и стилистической свободе. По определению Никиты Федосова, это – «реализм не материи, а реализм духовности», который стремится «прийти к преодолению материальности ради духовного, ради художественного образа». Федосов ясно сознавал свою принадлежность именно к этому направлению, называя его словами Нестерова – «поэтический реализм». «А такой реализм мне особенно дорог и близок» - писал он в своих заметках.

Понятно, почему советское искусствознание игнорировало изучение этого направления – оно было ему «не интересно», поскольку совершенно не вписывалось в идеологические схемы и, следовательно, использовать его в интересах «пропаганды политики партии» или «воспитания строителей коммунизма» было невозможно. Вообще говоря, изучение живописи как искусства в принципе не входило в круг первостепенных задач советских искусствоведов. Поэтому, когда в 60-е годы возникла необходимость «обновить» изобразительное искусство (как средство идеологического воспитания) в соответствии с обновлением политики партии, живописность «сталинского стиля» была принесена в жертву идеологии, и в рамках соцреализма создали специальный, идеологически выверенный, идеально-пропагандистский плакатный «суровый стиль».

Никита Федосов окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова как раз в то время, когда смена стилей набирала силу не только на выставочных площадках, но и в административных структурах. Он вступил в профессиональное сообщество уверенно, как никто другой – его дипломная работа «На Двине» получила высшую оценку. На обсуждении профессор П.Д.Покаржевский сказал: «Это – настоящая, полноценная живопись русской школы. Картина написана так, что кажется каждую стружку можно потрогать. Но есть в ней главное – сердце русского человека. Картина написана звонкими, ликующими красками, она, как песня, излучает чувство радости труда, уверенной силы, согласия и человеческой теплоты».

Однако, многообещающий «картинщик» Федосов очень скоро становится пейзажистом и остается верен своему выбору всю жизнь. В его записках есть обоснование этого решения: « На мой взгляд, - пишет Федосов, - наибольшие достижения современной живописи как именно живописи, связаны с пейзажем. Картина и портрет перестали быть трудным жанром. Печальной памяти «суровый стиль» «освободил» эти жанры от многих, обязательных ранее вещей. Картины без живописи, рисунка, без души и психологии не только стали возможны, но заполняют престижные и ответственные выставки. Была бы «тема» соответствующая (что ведет к профанированию и самой важной темы). Пейзаж без живописи и без души не имеет смысла».

Эти убеждения Никиты Федосова полностью разделяли его друзья, московские живописцы Вячеслав Забелин, Владимир Щербаков, Владимир Телин. С начала 70-х годов они организуют выставки живописи, приглашая к участию в них художников верных русской реалистической традиции. Ценители живописи до сих пор помнят замечательные выставки начала 80-х годов «Родная земля» и «Поэзия родной земли». Особенно внимательно Федосов относился к молодым талантливым живописцам, о его доброжелательности сегодня с благодарностью вспоминают такие известные мастера как Михаил Абакумов и Валерий Полотнов.

В настоящее время это творческое объединение известно под именем «Романтики реализма» и в его выставках наряду с работами Владимира Телина, Михаила Абакумова, Сергея ГавриляченкоЮрия ГрищенкоИгоря ОрловаГеннадия Пасько, Валерия Полотнова, Валерия СтраховаАлексея СуховецкогоАлександра Цыплакова всегда присутствуют экспозиции ушедших от нас Никиты Федосова, Вячеслава Забелина, Владимира Щербакова, Алексея Жабского. Художники этого сообщества сохраняют в своем творчестве живопись как высокое искусство, вдохновенное романтическое служение красоте.

В альбоме «Романтики реализма», изданном галереей «Арт Прима», творчеству Никиты Федосова посвящена статья народного художника России Сергея Гавриляченко «Поэзия живописи». Она дополняет серьезное искусствоведческое исследование живописи Федосова, сделанное его матерью, доктором искусствоведения В.Г. Брюсовой в монографии «Никита Федосов. Жизнь и творчество». Существует еще совсем немного публикаций в периодических изданиях и «предания» о нем и его творчестве в кругах художников и коллекционеров. Библиография для художника такого масштаба более чем скромная.

Тем не менее, место Никиты Федосова в истории не только отечественного, но и мирового искусства очень точно определил С.П.Ткачев еще в 2000 году, выступая на открытии персональной выставки мастера: «Никита Федосов – гениальный художник…подлинный русский художник». Сегодня с уверенностью можно сказать, что его творчество является национальным достоянием, наряду с такими сокровищами русской культуры как пейзажная живопись Саврасова и Левитана.

Никита Федосов бескорыстно и нежно любил Россию. Красота родной земли воплощенная в красках, подаренная людям от всей души – единственная цель его творчества. Необычайно одаренный от природы, он не мыслил своей жизни без живописи, считая ее таинством служения божественной красоте мира: «Для меня живопись – это когда созвучия цветов на холсте производят на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете…».

В этом таинстве открылось ему новое качество пейзажа, выводящее его за границы эстетических категорий. Федосов считал пейзаж высочайшим жанром в изобразительном искусстве, поскольку именно в нем выявляются неизведанные еще возможности для развития человека. «Может быть,- пишет он, - настало время говорить о надежде на «слияние души человека и природы»…духовность современного пейзажа я вижу в этом. В этом огромное общечеловеческое значение пейзажа».

Комментируя эти записки сына, В.Г.Брюсова пишет: «Так значит, пейзаж может выразить даже более глубокое содержание, чем сюжетная картина? Не социальное, а космическое?». Творчество Никиты Федосова дает ясный ответ на эти вопросы – в его пейзажах «слияние» душ человека и природы уже произошло, эталонные с точки зрения тонально- колористической живописи, именно в силу этого качества они переходят в некое измерение, недоступное собственно искусствоведческому анализу. Живопись Федосова имеет не только высокую эстетическую ценность - она открывает нам божественные законы бытия.

Все работы мастера имеют необыкновенное воздействие на зрителя. Мы вновь и вновь убеждались в этом на каждой крупной выставке галереи «Арт Прима» - сначала на выставке русской пейзажной живописи «Образ Родины» (Москва, ЦДХ, 2006 г.) и далее на серии выставок «Романтики реализма» (Москва, ЦДХ, 2007г.; Санкт-Петербург, Выставочный центр Санкт-Петербургского союза художников, июнь 2009 г.; Вологда, ВОКГ, июль-сентябрь 2009 г.). Картины Федосова всегда являются экспозиционным центром выставок «Романтики реализма» – они зрителя встречают и провожают. Наблюдать за реакцией посетителей на небольшие, неброские работы Федосова было очень интересно.

Все зрители делятся на три группы: первые (очень немногие), чьи глаза, являясь полным аналогом оптического прибора, вообще не воспринимают живопись, равнодушно дефилируют мимо; вторые – те, что видели пейзажи Федосова раньше, по - многу раз переходят от одной картины к другой не в силах оторваться от этого чуда; третьи – впервые увидевшие работы мастера, часто впадают в состояние эмоционального шока. Выход из шока делит эту группу еще на две части – люди либо испытывают восторг и восхищение, либо становятся очень агрессивными и выдают полный стандартный набор ругани русского реалистического пейзажа с упоминанием «березок, домиков и церквушек».

Чем объяснить столь мощное воздействие на нас пейзажей Федосова? «Умение сродниться с человеческими переживаниями, стать голосом и зрением многих людей значительно важнее личного самоутверждения. Поэтому так благодарно отзывается сердце на картины Федосова»- считает Сергей Гавриляченко. Так оно и есть. Но есть еще что-то другое, трудноопределяемое.

В храме часто можно наблюдать как мамы и бабушки, редко бывающие на службе, пытаются «приложить» своих малышей к иконам. Как правило, эти попытки вызывают отчаянное сопротивление и кончаются испуганными криками и слезами. Что же так страшит младенцев, находящихся на родных руках в полной безопасности? Возможно, дети бессознательно чувствуют силу Образа, запечатленного на иконах, и она пугает их своей огромностью и неизвестностью. Нечто подобное происходит с пейзажами Никиты Федосова, поскольку они тоже имеют «обратную связь» - не только мы смотрим на природу, но и она смотрит в наши глаза. Причем, происходит эта встреча не в воображении, а в реальном времени и пространстве, с сохранением реальной сомасштабности «визави», поскольку в любом, самом маленьком этюде Федосова мир предстает не фрагментом, но абсолютно целым в своей непостижимой величине и сложности феноменом. Внезапность этой встречи выключает все защитные механизмы цивилизованности и поднимается из глубины подсознания первобытный страх присутствия рядом чего-то живого, непостижимо огромного, неизвестного, а потому опасного, что человек назвал природой. Но в следующее мгновение понимаешь, что природа в пейзажах Никиты Федосова не агрессивна, не равнодушна, напротив, она доброжелательна, прекрасна и гармонична. Она смотрит на нас с любовью и нежностью и от этого взгляда становится стыдно за свою черствость и жестокость по отношению к ней. «Мы больше не «цари природы»,- пишет Федосов, - Мы дети, вернее блудные сыновья ее, возвращающиеся в рубище в отчий дом». Стыд – неприятное чувство, но это единственный путь к покаянию и через него к любви.

Любовь к природе в живописи Никиты Федосова – это не только человеческое чувство, в его пейзажах она предстает во всей своей полноте – как божественная всеобщая мировая энергия жизни. Любовь, сопротивляясь хаосу и смерти, с такой же непреложностью действует в мире, как все известные нам природные энергии, но только в Боге и человеке она существует в активной форме, природа может лишь «отзываться» на человеческую любовь любовью.

Великий Леонардо да Винчи утверждал в «Трактате о живописи», что живопись более верный способ познания мира, чем наука, поскольку «исследует» не только законы существования материи, но и законы красоты и гармонии, то есть познает мир как прекрасное целое. Истинное искусство всегда сакрально, и в таинстве творчества человек, общаясь с Господом, постигает тайны мироздания.

Пейзажная живопись Федосова как светильник евангельской притчи всем «во тьме светит», показывая какие жизненно важные для каждого человека открытия возможны в искусстве. Особенно актуален этот опыт в наше время, когда массовая атеизация сознания в ХХ веке привела к тому, что к началу ХХ1 века перестали «работать» не только эстетические, но и этические нормы, лежащие в основе общественных отношений современной цивилизации.


Заря вечерняя, 1970-е

Осенний мотив, 1965

Лесная опушка, 1986

Ясное утро, 1988

Облачно, 1960-е

Стожки, 1970-е

Эскиз к картине «На картошке», 1970-е

Северная весна, 1980